Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Нужен ли сайт педагогу?
Всего ответов: 78

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Наследование признаков
[ (155.5 Kb) ] 18.05.2014, 20:15

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

 

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

 

Форма работы: индивидуальная, групповая.

 

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Онтогенез».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

Обоснование темы

            Тема «Наследование признаков» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Деление клетки», «Эмбриональное развитие», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 


 

Приложение 1.

Вопросы для фронтального опроса

  1. Что служит вопросом изучения генетики?
  2. Что такое наследственность?
  3. Что такое изменчивость?
  4. Какие существуют формы изменчивости?
  5. Как называют признаки и свойства организма, передающиеся по наследству?
  6. Какая разница между гомозиготой и гетерозиготой?
  7. В какие годы и в какой стране жил и работал Г. Мендель и на каких растениях проводил он свои опыты?
  8. Благодаря чему Г. Менделю в отличие от других удалось вскрыть законы наследования признаков?
  9. При каком способе опыления были получены гибриды первого поколения?
  10. Единообразны ли по фенотипу или генотипу особи первого поколения и что для них характерно?
  11. При каком способе опыления были получены гибриды второго поколения?
  12. Что значит полное и неполное доминирование?
  13. Является ли у семян гороха гены желтой окраски и гладкой поверхности аллельными?
  14.  Как распределяются неаллельные несцепленные гены гибридов второго поколения?
  15. Какие гены называются аллельными?
  16. Что такое фенотип?
  17. Что такое генотип?
  18. Что такое наследственность и изменчивость?
  19. Какие методы используются при генетических исследованиях?
  20. Кто является основоположником генетики?
  21. Какие этапы в развитии генетики можно выделить? С именами каких исследователей они связаны?
  22. Какими свойствами характеризуется материал наследственности?
  23. Какова химическая структура гена?
  24. Чем отличаются кариотипы организмов разного пола?
  25. Что такое гетеросомы и аутосомы?
  26. Что такое гетерогаметный и гомогаметный пол?
  27. В каком соотношении распределяются по полу особи вида? От чего это зависит?
  28. Что такое признаки сцепленные с полом?
  29. Что такое полигибридное и дигибридное скрещивание?
  30. Проявляется ли при полигибридном скрещивании закон единообразия гибридов первого поколения /F1/?
  31. Сколько типов гамет образуют организмы со следующими генотипами: ААВВССDD, ааввссddее, АаВвСсЕе?
  32. Что такое ген? Каковы его свойства?
  33. Что такое признак?
  34. Что такое признак?
  35. В каком году были впервые обнародованы законы наследования признаков?
  36. Какая изменчивость называется модификационной?
  37. Как она ещё называется? Кто её так впервые определил?
  38. Что такое норма реакции?
  39. Как величина нормы реакции может влиять на приспособление к конкретным условиям обитания?
  40. Породистых телят содержали в плохих условиях, вместо ожидаемых результатов они были низкорослыми, с маленьким весом. Каким будет вес у их потомков, если оно попадет в хорошие руки? Какая изменчивость проявляется?
  41. От овцы с нормальными ногами родился один ягненок с короткими кривыми  ногами, от которого произошла новая порода овец. Какие изменения произошли у вида?

Приложение 2

Выполните контрольную работу

Контрольная работа № 1

  1. По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом своих исследований (перекрестноопыляющийся, самоопыляющийся; однолетник, многолетник; имеются контрастные признаки или сглаженные признаки)?
  2. Сколько альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании (1,2,3,4, и более)?
  3. В каком случае выделяют признаки доминантные и рецессивные (сходство, контрастность, неодновременность появления)?
  4. Как называют признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении (доминантные, рецессивные)?
  5. Как называют зиготу, из которой развиваются гибриды первого поколения (гомозигота, гетерозигота)?
  6. Какие гаметы образуются у гибридов первого поколения (гибридные, негибридные /чистые/)?
  7. Какой способ опыления применял Г. Мендель для получения гибридов первого поколения (перекрестное, самоопыление, искусственное опыление)?
  8. Какие признаки являются парными (желтый и зеленый цвет; желтый цвет и гладкая поверхность; гладкая и морщинистая поверхность)?
  9. Где расположены гены парных признаков при дигибридном скрещивании (одна хромосома, разные хромосомы)?
  10. Где расположены аллельные гены (одна хромосома, разные хромосомы)?
  11. Как распределяются аллельные гены при мейозе (оказываются в одной клетке, оказываются в разных клетках)?
  12. Как появляются в клетках гены парных признаков (складываются из родительских гамет, переходят по наследству, объединяются случайно)?
  13. При каком скрещивании расщепление идет по формулам а) 1:2:1; б) 1:3:1; в) 1:8:3:3:1; в каком случае расщепление идет по генотипу, а в каком - по фенотипу?

Контрольная работа № 2

  1. Какую информацию несет ген (синтез молекулы ДНК, образование организма, образование органа)?
  2. Где расположен ген (цитоплазма, ядерный сок, хромосомы)?
  3. В состав какой структуры входит ген (РНК, АТФ, ДНК, аминокислота)?
  4. Где закодирована информация об одном конкретном признаке (РНК, ДНК, АТФ, ген)?
  5. Сколько генов в хромосомах гибридного организма при моногибридном скрещивании  отвечают за один и тот же признак (1,2,3, и более)?
  6. Как называются гены, отвечающие за один и тот же признак (аллельные, альтернативные)?
  7. Какие признаки называются альтернативными (одинаковые, противоположные) и в каких генах они закодированы (аллельные, неаллельные)?
  8.  Признаком генотипа или фенотипа будет рождение потомства аналогичного  родителям, например рождение у собаки щенят, образование у яблони яблок?
  9. Что изменяется генотип или фенотип, когда при переселении коров в горную местность они становятся низкорослыми?
  10. Что больше подвергается изменению под влиянием внешней среды (генотип, фенотип)?
  11. Вследствие чего возникает полиплоидная клетка (модификация, генная мутация, хромосомная мутация, нерасхождение хромосом)?

Приложение 3

Решите задачу

  1. У крупного рогатого скота черная масть полностью доминирует над рыжей. Скрещивается черный бык с рыжей коровой. Какое потомство можно ожидать при условии, что производитель гомозиготен по масти? Что получается в потомстве от скрещивания гибридов между собой?
  2. Какие типы гамет образуют растения, имеющие следующие генотипы: АА, Аа, аа, АаВв, аавв, ааВВ, АаВвСс.
  3. У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.
  4. При скрещивании канареек с зеленым и желтым в F1  были все пестрые канарейки. Каково будет F2?
  5. Гомозиготная муха дрозофила желтого цвета с узкими крыльями скрещена с обычной дрозофилой  (серое тело, нормальные крылья). В первом поколении мухи имели серое тело, нормальные крылья. Каким будет F2?
  6. Если две идентичные сестры, т.е. однояйцевые близнецы, выйдут замуж за братьев, тоже идентичных близнецов, то будут ли дети этих пар родителей похожи друг на друга как идентичные близнецы?
  7. В каких случаях гибриды F1 при моногибридном скрещивании отличаются по фенотипу от обоих родительских форм?
  8. Муж и жена гетерозиготны по рецессивному гену альбинизма. У родителей родилась двойня. Какова вероятность того, что оба ребенка будут альбиносами, если:

                     а) однояйцевая двойня;     б) разнояйцевая двойня.

9. При скрещивании между собой куры с белым оперением  всегда дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым. Какое потомство можно ожидать от белого петуха и голубой курицы?

10.При скрещивании между собой  растений красно-плодной земляники всегда получают растения с красными ягодами, а растения белоплодной земляники с белыми ягодами. В результате скрещивания обеих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство возникнет при скрещивании между собой двух растений земляники с розовыми ягодами?

11. Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получают в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных – темное. Какое потомство возникает при скрещивании между собой кохинуровых  норок?

12. Цвет волосяного покрова морских свинок зависит от содержания пигмента меланина. Белые свинки (альбиносы) при скрещивании между собой дают белое потомство. Точно также и темные свинки (шиншилла), скрещиваясь дают темное потомство. Гибриды имеют промежуточную (полутемную) окраску. Какое потомство получится в результате скрещивания между собой:

      а) темных гибридов,

      б) темного гибрида с белой свинкой,

      в) темного гибрида с темной свинкой,

      г) альбиноса с шиншиллой.

13.Ген черной окраски КРС доминирует над геном красной окраски. Какое потомство F1 получится от скрещивания черного гомозиготного быка с красными коровами?

14.Ген черной окраски КРС доминирует над геном красной окраски. Каким будет потомство F2 от скрещивания между собой гибридов?

15. Ген черной окраски КРС доминирует над геном красной окраски. Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров?

16. Стандартные норки имеют коричневый мех, а алеутские – голубоватый. И те, и другие гомозиготны, причем коричневая окраска доминирует. Что получится в результате скрещивания между собой гибридов?

17. У томатов ген, обуславливающий нормальный рост, доминирует над геном карликовости.

      а) Какое потомство можно ожидать от скрещивания гибридов между собой.

      б) Какого роста будут потомки F1 от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми?

      в) Какой результат дает возвратное скрещивание представителей F1 с родительской формой карликового роста?

18. У человека галактоземия (нарушение обмена углеводов) наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Последствий этого заболевания можно избежать, соблюдая в детстве специальную диету. Фенотипически здоровая девушка и юноша носитель вступили в брак. Какими в этом отношении могут быть дети у гетерозиготных родителей?

19.Уморских свинок «вихрастая» шерсть доминирует над гладкой. Какими в этом отношении может быть потомство у гетерозиготных родителей?

20.У КРС породы шортгорн черная масть неполно доминирует над белой, и гибриды имеют промежуточную серо-голубую масть. Какими могут быть телята, если в стаде коровы белые, а бык черный?

21.У КРС ген красной масти неполно доминирует над геном белой масти, и гибриды имеют промежуточную – чалую масть. Какими могут быть телята от скрещивания между собой чалых животных?

22.От скрещивания белой овцы с черным бараном все ягнята были белыми. Определите фенотипы и генотипы родителей и потомков, полученных от гибридов.

23. Черный комолый бык – представитель чистой линии – скрещивается с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды, если известно, что комолость доминирует над рогатостью, черный цвет над красным, причем обе пары признаков находятся в разных хромосомах?

24. Какими признаками будут обладать гибридные томаты, полученные в результате опыления красно-плодных растений нормального роста пыльцой желто-плодных карликовых томатов? Известно, что красный цвет плодов -  доминантный признак, карликовость  же рецессивна. Все растения гомозиготны; обе пары признаков находятся в разных хромосомах.

25.Нормальный рост овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Все исходные растения гомозиготны и обе пары признаков находятся в разных хромосомах. Какими признаками будут обладать гибриды раннеспелого овса нормального роста с позднеспелыми гигантского?

26.Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет же окраски контролируется другим геном, расположенным в иной хромосоме, причем серый цвет доминируют над черным (у кроликов альбиносов гены окраски взаимодействуют). Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серых кроликов с альбиносами, несущих ген черной окраски?

27.Оперение ног у кур (в противоположность голым) определяется доминантным геном. Гороховидный гребень доминирует над простым. Предлагается скрестить гомозиготных особей. Какая часть F2 окажется с гороховидным гребнем и голыми ногами?

28.У дрозофилы доминантный ген, определяющий собой «лопастную» форму глаз располагается в той же хромосоме, что и рецессивный ген укороченности тела. Гомозиготную укороченную дрозофилу с лопастными  глазами скрестили с нормальной дрозофилой, имеющей круглые глаза и обычные размеры тела. Какими окажутся гибриды первого поколения?

29.У человека карий цвет глаз доминирует над голубыми, способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью, обе пары признаков находятся в разных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков можно ожидать от этого брака?

30.Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женится на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какое потомство в отношении этих двух признаков можно ожидать от этого брака? Гены кареглазости и праворукости доминантны.

31.Голубоглазый правша женится на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака с другой кареглазой правшой у этого же мужчины родилось 9 кареглазых детей, все оказались правшами. Каковы генотипы всех трех родителей?

32.Отец имеет IV группу крови, а мать I. Могут ли дети в этой семье унаследовать группы крови своих родителей? Какие группы крови можно ожидать у детей?

33.Ген дальтонизма (а) рецессивен по отношению к гену нормального цветного зрения (А) и находится в Х-хромосоме. Девушка, отец которой страдал дальтонизмом, выходит замуж за юношу-дальтоника. Какими в этом отношении могут быть дети от этого брака?

34.Отец страдает гемофилией, мать – здорова. Сын – гемофилик. Можно ли сказать в данном случае, что сын унаследовал гемофилию от отца?

35.У плодовой мухи дрозофилы белоглазость определяется рецессивным геном (а), локализованным в Х-хромосоме.

а) Как пойдет расщепление в F1, если скрестить между собой белоглазую самку с красноглазым самцом?

      б) Какое потомство можно ожидать от скрещивания между собой гибридов первого поколения?

      в) Как пойдет наследование цвета глаз, если скрестить красноглазую гомозиготную самку с белоглазым самцом?



Приложение 4

Вопросы для самоконтроля. Выберите правильный ответ.

  1. Какую информацию несет ген (синтез молекулы белка, образование организма, образование органов)?
  2. Где расположен ген (в цитоплазме, ядерный сок, хромосомы)?
  3. Как называют гены, отвечающие за один и тот же признак (аллельные, альтернативные)?
  4. Где расположены аллельные гены (одна хромосома, разные хромосомы)?
  5. Как распределяются аллельные гены при мейозе (оказываются в одной клетке, оказываются в разных клетках)?
  6. Как появляются в клетках гены парных признаков (складываются из родительских гамет, переходят по наследству, объединяются случайно)?
  7. Сколько генов в хромосомах гибридного организма при моногибридном скрещивании отвечают за один и тот же признак (один, два, три и более)?
  8. Сколько альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании (один, два, три и более)?
  9. По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом своих исследований (самоопыляющийся однолетник, контрастные признаки)?
  10. Как называются признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении (доминантные, рецессивные)?
  11.  Как называется зигота, из которой развиваются гибриды первого поколения (гомозигота, гетерозигота)?
  12. Какие гибриды развиваются из гибридов первого поколения (гибридные, негибридные)?
  13. Какой способ опыления применял Г. Мендель для получения гибридов второго поколения (перекрестное, самоопыление, искусственное опыление)?
  14. Где расположены гены парных признаков при дигибридном скрещивании (одна хромосома, разные хромосомы)?
  15. Какие признаки являются парными (желтый и зеленый цвет, желтый цвет и гладкая поверхность, гладкая и морщинистая поверхность)?
  16. При каком скрещивании последующее расщепление идет по формулам – 1:2:1; 1:3; 9:3:3:1? В каком случае расщепление идет по фенотипу, а в каком по генотипу?
  17. Признаком генотипа или фенотипа будет появление потомства, аналогичного родителям, например, рождение у собаки щенят, образование у яблони яблок?
  18. Что изменяется – генотип или фенотип, когда при переселении в горную местность коровы становятся низкорослыми и малоудойными?
  19. Что больше подвергается изменениям  под влиянием условий внешней среды (генотип , фенотип)?
  20. Вследствие чего возникает полиплоидная клетка (модификационная изменчивость, генные мутации, хромосомная мутация, нерасхождение хромосом)?

Приложение 5

Дайте объяснение терминам:

Ген -

Локус –

Аллельные гены –

Доминантный признак –

Рецессивный признак –

Гамета –

Модификационная изменчивость –

Мутация –


Приложение 6

Выполнение исследовательских работ в парах по двум вариантам

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: семинары, Наследование признаков
Просмотров: 2529 | Загрузок: 153 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2019  Хостинг от uCoz