Практическая работа №13.
Тема: «Свойства азотосодержащих органических соединений».
Цель: изучить и систематизировать знания по теме «Азотосодержащие органические соединения».
Задача: Выполнить анализ свойств азотосодержащих органических соединений.
Оборудование: анилин, дистиллированная вода, соляная кислота, щёлочь
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
2. Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно
ХОД РАБОТЫ
Опыт 1. Образование солей анилина
В пробирку налейте 0,5 мл анилина и 3 мл дистиллированной воды. Взболтайте. Что наблюдаете? В пробирку добавьте соляной кислоты до полного растворения анилина в воде. Добавьте в пробирку 1—2 мл раствора щелочи. Что наблюдаете?
Вопросы:
1. Почему при добавлении соляной кислоты происходит растворение анилина? Напишите
соответствующее уравнение реакции.
2. Почему при добавлении щелочи анилин выделяется из водного раствора? Напишите
уравнение реакции.
Опыт 2. Бромирование анилина
В пробирку налейте 0,5 мл анилина и 0,5 мл дистиллированной воды. Прибавьте по каплям бромной воды до появления осадка.
Задания:
1. Почему обесцвечивается бромная вода?
2. Каково строение образующегося осадка? Напишите уравнение реакции.
Опыт 3 «Образование солей глицина. Получение медной соли глицина»
Цель: Получить соль глицина и установить еѐ строение.
Оборудование и реактивы: глицин, оксид меди (II), спиртовка, пробирка
Ход работы:
В пробирку налили 2 мл глицина и добавили немного порошка оксида меди (II). Пробирку
нагрели. Наблюдаем голубое окрашивание раствора.
Задания:
1. Чем обусловлено появление голубой окраски раствора?
2. Каково строение образующейся соли?
3. Сделайте вывод.
Опыт 4. «Денатурация белка. Цветные реакции белков»
Цель: изучить свойства белков.
Оборудование и реактивы: раствор белка, раствор медного купороса, раствор ацетата свинца, азотная кислота, раствор аммиака, раствор щелочи, раствор сульфата меди (II), пробирки.
Ход работы:
1. В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка. Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении тяжелыми металлами.
Задания:
Оформите работу, сделайте выводы.
2. Цветные реакции на белки.
Опыт 5. Ксантопротеиновая реакция.
К 1 мл раствора белка добавьте 5-6 капель концентрированной азотной кислоты до появления белого осадка или мути от свертывания белка. Реакционную смесь нагрейте до окрашивания осадка в желтый цвет. В процессе гидролиза, происходящем при этом, осадок может частично растворяться. Смесь охладите и добавьте к ней осторожно, по каплям, избыток концентрированного раствора аммиака. Окраска при этом переходит в оранжевую. Данная реакция является качественной на белки.
Задания:
1. Запишите соответствующие наблюдения.
2. Ответьте на вопрос: какие группы атомов, остатки молекул каких органических веществ позволяют обнаружить эта реакция?
Опыт 6. Биуретовая реакция.
В пробирку налейте 1-2 мл раствора белка, равный объем концентрированного раствора щелочи и 2-3 капли разбавленного раствора сульфата меди (II). Содержимое пробирки тщательно перемешайте. Жидкость при этом окрашивается в ярко-фиолетовый цвет. Эта реакция также является качественной на белки.
Задания:
1. Запишите соответствующие наблюдения.
2. Ответьте на вопрос: какие группы атомов, остатки молекул каких органических веществ позволяют обнаружить эта реакция?
Сделайте вывод по работе
|