Лабораторная работа №8
Тема: «Свойства углеводородов».
Цель: овладеть навыками составления цепочек превращения органических соединений. Овладеть навыками решения простейших химических задач.
Задачи практического занятия:
1. Закрепить теоретические знания о принципах заместительной номенклатуры органических соединений отдельных классов
2. Выполнить расчетные задачи.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен знать:
- Принципы номенклатуры органических веществ;
- Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре;
- Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %).
Обучающийся должен уметь:
- составлять названия органических соединений;
- записывать формулы органических веществ по названию;
- производить расчеты простейших формул органических веществ, исходя из элементарного состава.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, периодическая система химических элементов.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2024
2. Адрес публикации: https://foxford.ru/wiki/himiya/raschety-po-himicheskim-uravneniyam?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
- Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
- Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
ХОД УРОКА
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Пример решения задачи

Задание 1.
- Напишите уравнения реакций в структурном виде при помощи, которых можно осуществить следующие превращения:
С3Н8 ® С3Н7Br® С3Н7OH®C2H5-COOH® ?® СН3-СН-СООН
|
NH2
Назовите вещества, укажите условия течения реакций.
- Напишите уравнения реакций в структурном виде при помощи, которых можно осуществить следующие превращения:
С2Н2 ® С6Н6 ® С6Н5Cl®C6H5-OH®C6H5-O-Na®C6H5-OH
Назовите вещества, укажите условия течения реакций.
- Напишите уравнения реакций в структурном виде при помощи, которых можно осуществить следующие превращения:
СН4® С2Н2 ® С2Н4 ®C2H5-OH® СН3-СООН ® СН3-СОО-СН3
Назовите вещества, укажите условия течения реакций.
- Напишите уравнения реакций в структурном виде при помощи, которых можно осуществить следующие превращения:
СН4® С2Н2 ® С6Н6 ®C6H5-NO2 ®C6H5-NH2 ®C6H5-NH2F3
Назовите вещества, укажите условия течения реакций.
- Напишите уравнения реакций в структурном виде при помощи, которых можно осуществить следующие превращения:
С3Н8 ® С3Н6 ® С3Н7OH®C2H5-COOH®C2H4Cl-COOH®
® СН3-СН-СООН
|
NH2
Назовите вещества, укажите условия течения реакций.
Задание 2. Проведение качественных реакций, используемых для распознавания рганических веществ отдельных классов по функциональным группам: на примере аминокислот и карбоновых кислот, спиртов и фенолов, альдегидов и кетонов. Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций и/или схем.
Цель: с помощью качественных реакций решить задачи:
1. Доказать, что глицерин – это многоатомный спирт
2. Доказать, что глюкоза является альдегидоспиртом.
3. Провести реакцию, с помощью которой можно отличить крахмал от целлюлозы.
4. Решить экспериментальные задачи на качественный анализ органических веществ (см. электронный модуль)
Оборудование:
Реактивы: раствор NaOH, раствор CuSO4, глицерин, глюкоза, фенол, крахмал, уксусная кислота, муравьиная кислота, метиламин, анилин, белок
ПЛАН РАБОТЫ:
- Прочтите внимательно вопросы и задания. Обсудите. Составьте план выполнения. Выполните опыты.
- Проведите опыт.
Работайте с малыми количествами реактивов, выполняйте все операции аккуратно. Растворы, взятые в большем объеме, чем нужно, обратно в сосуд не выливайте — только в стакан для слива. Помните, как зажигать и гасить спиртовку, закреплять пробирку в держателе и нагревать ее. Обо всех экстренных случаях немедленно сообщите учителю. Будьте осторожны! Соблюдайте аккуратность!
- Оформите письменно отчет о проделанной работе. Сделайте выводы.
- Запишите уравнения реакций, осуществляемых в опыте, расставьте коэффициенты.
- Сделайте устный отчет.
- Приведите в порядок рабочее место.
Техника безопасности:
- Пробирка закреплена правильно, если она не выпадает из лапки и может быть слегка повернута вокруг своей оси.
- Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.
- Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей, избегая выбрасывания жидкости.
- Не наклоняйтесь над нагреваемой пробиркой.
- При пользовании нагревательным прибором запрещается:
- передача зажженного нагревательного прибора.- зажигание одного нагревательного прибора от другого.
- Гасите только накрывая пламя колпачком.
- Выньте газоотводную трубку из пробирки с водой, не прекращая нагревания пробирки с веществом, в противном случае воду из пробирки может перебросить в раскаленную пробирку с веществом!
Цель работы: Научится практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах
Практическая работа
Цель: Определить углерод и водород и наличие хлора.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, нагревательный прибор, простейший прибор для получения газов, держатель, фарфоровая чашка, парафин, оксид меди(II), известковая вода, прокаленный сульфат меди(II), медная проволочка 10 см., раствор тетрахлорметана, сахар.
Опыт № 1
Соберите прибор, как показано на рисунке.
Смесь 1 – 2 г оксида меди (П) и 0,2 г парафина хорошо перемешайте и поместите на дно пробирки. Сверху насыпьте еще немного оксида меди (П). В верхнюю часть пробирки введите в виде пробки небольшой кусочек ваты и насыпьте на нее тонкий слой белого порошка безводного сульфата меди (П). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом конец трубки должен почти упираться в комочек ваты с сульфатом меди (П). Нижний конец газоотводной трубки должен быть погружен в пробирку с свежеприготовленным раствором известковой воды (раствор гидроксида кальция). Нагрейте пробирку (2–3 мин). Если пробка плотно закрывает пробирку, то через несколько секунд из газоотводной трубки начнут выходить пузырьки газа. Как только известковая вода помутнеет, пробирку с ней следует удалить и продолжать нагревание, пока пары воды не достигнут белого порошка сульфата меди(П) и не вызовут его посинения.
После изменения окраски сульфата меди (П) следует прекратить нагревание.
Ответить на вопросы:
1. Почему помутнел раствор известковой воды? Напишите уравнение реакции, считая условно формулу парафина С16Н34.
2. Почему белый порошок сульфата меди (П) стал голубым? Напишите уравнение реакции, учитывая что безводному сульфату меди (П) присоединяется 5 молекул воды.
3. Что произошло с чёрным порошком оксида меди (П)?
Сделайте выводы.
Опыт № 2
Для проведения опыта требуется медная проволока длиной около 10 см, загнутая на конце петлей и вставленная другим концом в держатель.
Прокалите петлю проволоки до исчезновения посторонней окраски пламени. Остывшую петлю, покрывшуюся черным налетом оксида меди(П), опустите в пробирку с хлороформом, затем смоченную веществом петлю вновь внесите в пламя горелки. Немедленно появляется характерная зеленовато-голубая окраска пламени, так как образующиеся при сгорании летучие галогениды меди окрашивают пламя горелки. Сделайте вывод.
Опыт № 3
Докажите, что сахар содержит углерод.
Поместите в фарфоровую чашку несколько кристаллов сахара. Поставьте чашку на кольцо лабораторного штатива. Нагревайте сахар в чашке. Что наблюдаете?
Сделайте вывод.
Оформите работу:
|
№ опыта
|
Что наблюдали? УХР
|
Выводы
|
|
|
|
|
Приведите в порядок своё рабочее место.
Задание 3.

Задание 4. Сделайте выводы по работе
Приложение
|