Лабораторная работа №1
Тема: «Типы химических реакций».
Цель: изучить процесс составления химический уравнений, отработать навыки превращения схемы в уравнения химических реакций.
Задачи практического занятия:
1. Закрепить практические знания о химических свойствах веществ.
2. Выполнить расчетные задачи.
Оборудование и материалы:
1. Учебная литература:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля, учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
2. Справочный материал:
- Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.
Оборудование: тетрадь для практических занятий, карандаш, линейка.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Адрес публикации: https://studfile.net/preview/6012159/page:16/
2. Адрес публикации: https://chem-ege.sdamgia.ru/test?theme=144
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
2. Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
ХОД РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Задание №1. Выберите 1 правильный вариант ответа:
Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:
CO2 → X1 → X2 → NaOH
а) карбонат натрия б) гидрокарбонат натрия
в) карбид натрия г) ацетат натрия
Задание №2. Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:
Формулы исходных веществ Формулы продуктов
|
1) Fe + Cl2
2) Fe + HCl
3)FeO + HCl
4)Fe2O3 +HCl
|
A) FeCl2
Б) FeCl3
В) FeCl2 + H2
Г)FeCl3 + H2
Д) FeCl2 + H2O
Е) FeCl3 + H2O
|
Задание №3. Осуществите генетические превращения, определив класс соединений и тип реакции:
А) Fe FeCl2 Fe(OH)2 Fe(OH)3 Fe(NO3)3
Б) Al AlCl3 Al(OH)3 Al2O3 Al2(SO4)3
Задание №4. Составьте уравнения химических реакций взаимодействия следующих веществ (расставьте коэффициенты):
Mg + O2 → MgO
Zn + Cl2 → ZnCl2
Al + S → Al2S3
H3O → H3↑ + O2↑
Al + HCl → AlCl3 + H3↑
Fe + S → FeS
Na + S → Na2S
HgO → Hg + O2↑
Zn + HCl → ZnCl2 + H3↑
Ca + O2 → CaO
РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ
Задание №5. Простое вещество + простое вещество = бинарное соединение - реакция горения – реакция взаимодействия с кислородом
S + Cl2 =
Na + H2 =
Al + S =
Задание №6.Кислотный оксид + вода = соответствующая кислота (растворимая в воде)
1) SO2 + H2O =
2) SO3 + H2O =
3) SiO2 + H2O =
4) N2O3 + H2O =
Задание №7. Основный оксид + вода = соответствующее основание (щёлочь)
1) Na2O + H2O =
2) MgO + H2O =
3) CaO + H2O =
Задание №8. Основный оксид + Кислотный оксид = соль
1) CaO + SO3 =
2) CaO + SO2 =
3) Na2O + N2O5 =
Задание №9. Другие виды реакций соединения:
1) NO + O2 = NO2
2) Na2S + H2S = NaHS
3) FeCl2 + Cl2 = FeCl3
Задание №10. Цепочка превращения:
1) Ва ВаО Ва(ОН)2
2) Р Р205 Н3Р04
РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ
Задание №11. Металл + кислота = соль + H2↑ (от Mg до H2)
Из данного перечня выберите металлы, которые реагируют с соляной кислотой: серебро, цинк, медь, олово, алюминий. Напишите уравнения возможных реакций
Задание №12. Металл + соль = другая соль+ др. металл (от Mg; левый вытеснит правый; кроме HNO3)
Из данного перечня выберите металлы, которые реагируют с раствором хлорида меди (II): серебро, цинк, железо, олово, алюминий. Напишите уравнения возможных реакций
Задание №13. Металл + вода = щёлочь + H2↑ (Li, Na, K, Rb, Cs, Ca, Ba, Sr, Al)
Задание №14. Металл + вода = оксид металла + H2↑ (все остальные металлы)
Тема: Уравнения окисления-восстановления.
Задание 1. Познакомьтесь с теоретическим материалом по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Запишите в тетрадь основные понятия и алгоритм выполнения.
Задание 2. Письменно ответить на задания контрольных вопросов для самопроверки.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Высшая степень окисления элемента определяется:
а) по номеру периода б) по номеру группы
в) по порядковому номеру г) по подгруппе
2. Степень окисления восстановителя в окислительно-восстановительной реакции:
а) повышается б) понижается
в) остается без изменения г) сначала повышается, затем понижается
3. Схема, отражающая процесс окисления:
а) S0 → S-2
б) S+6 → S+4
в) S+4→ S+6
г) S+6 → S-2
4. Укажите вещество, в котором атом углерод имеет наибольшую степень окисления:
а) CО2
б) CH4
в) СО
г) СаС2
5. Степень окисления атома азота в ионе аммония NH4+:
а) – 3 б) - 4
в) +3 г) + 4
Задание 3. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только окислительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-окислителя:
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
|
NH3, CO, SO2, KMnO4, Сl2, HNO2.
|
H2S, SiO, P2O3, H2SO4, H2SO3, N2
|
Задание 4. Какие соединения и простые вещества могут проявлять только восстановительные свойства? Выпишите такие вещества из предложенного перечня, укажите степень окисления элемента-восстановителя:
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
|
H2S, HMnO4, Mg, Al2O3, KNO3
|
H2SO3, NH3 , SiO2, P2O5, Fe
|
Задание 5. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Определите окислитель и восстановитель.
1. H2SO4 + Cu2O → CuSO4 + SO2 + H2O
2. HNO3 + FeO → Fe(NO3)3 + NO + H2O
3. H2S + KClO3 → S + KCl + H2O
4. KNO3 + Al + KOH + H2O → NH3 + K[Al(OH)4]
5. SO2 + KMnO4 + H2O → K2SO4 + MnSO4 + H2SO4
6. SO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 → K2SO4 +Cr2(SO4)3 +H2O
7. NaBr + H2SO4 → Br2 + SO2 +Na2SO4 +H2O
8. KI + … + H2SO4 → I2 + … + MnSO4 + H2O
9. Fe(OH)2 + KClO + …→ … + Fe2(SO4)3 + H2O
10. P + HNO3 + H2O → H3PO4 + NO
|