Практическое занятие №7
Тема: Методы изучения наследственности человека.
Изучение методов с целью проведения бесед по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии:
Клинико-генеалогического метода, его применение для выявления наследственных заболеваний.
Цели занятия:
1) Рассмотреть особенности человека как объекта для генетических исследований.
2) Изучить ряд методов генетики человека: генеалогический, фенотипический анализ с портретной диагностикой, дерматоглифический, цитогенетические и биохимические методы.
Задача: Выполнить задания.
Оборудование (оснащение) занятия: информационное – рабочая тетрадь для СРС на практических занятиях, ситуационные задачи; техническое – м/м проектор.
Перечень формируемых компетенций: ОК1. ОК2. ОК3. ОК4.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Список основной и дополнительной литературы:
1. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник / Э.Д. Рубан. – Изд. 3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 319 с. – (Медицина).
Критерии оценки знаний и умений студентов
Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
Оценка «2» (удовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
ХОД РАБОТЫ
Базисные знания:
Из курса биологии средней школы Вы должны иметь понятие о генеалогическом, цитогенетическом и биохимическом методах изучения наследственности человека.
Учебная карта занятия:
Вопросы для подготовки к занятию:
Особенности человека как объекта для генетических исследований.
Методы изучения генетики человека:
- генеалогический метод;
- фенотипический анализ с портретной диагностикой;
- дерматоглифический метод;
- цитологические методы (методы кратковременных и длительных культур);
- биохимические методы.
Основные типы наследования признаков человека (характеристика, примеры):
- аутосомно-доминантный;
- аутосомно-рецессивный;
- сцепленный с Х-хромосомой рецессивный;
- сцепленный с Х-хромосомой доминантный;
- сцепленный с Y-хромосомой;
- нетрадиционные типы наследования: геномный импринтинг;
-митохондриальное наследование.
Задание №1. Заполнить таблицу 1. «Методы изучения наследственности человека»
Таблица 1. «Методы изучения наследственности человека»
|
Название метода
|
Сущность метода
|
Примеры использования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 2. Заполните таблицу 2.
Таблица 2. Методы пренатальной диагностики
|
№
|
Методы
|
Суть метода
|
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
4
|
|
|
|
5
|
|
|
|
6
|
|
|
|
7
|
|
|
![]() Задание №3. Заполните таблицу 3.
Таблица 3. Методы пренатальной диагностики
|
Методы
|
Вид метода
|
Сроки проведения
(недели беременности)
|
|
Просеивающие
|
Определение уровня
PAPP–A и βХГч в
сыворотке крови
беременной
|
9–12 неделя беременности
|
|
Неинвазивные
|
УЗИ
|
|
|
Инвазивные
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
Задание №4.
Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их:
- Амниоцентез проводится всем беременным женщинам.
- Дерматоглифический рисунок изменяется в зависимости от температуры окружающей среды.
- Биохимический метод позволяет выявить генотип человека.
- Ультразвуковое исследование плода назначают беременным только при наличии в семье наследственного заболевания.
- С помощью близнецового метода определяют развитие плода.
Задание 5. Знакомство с принципами построения и анализа родословных.
Познакомьтесь с основными условными обозначениями и правилами, применяемыми при составлении и анализе родословных.
Задача 1.
Составьте родословную по данным анамнеза:
Пробанд – больная синдромом Марфана женщина, – имеет старшего брата, страдающего тем же заболеванием, и младшую здоровую сестру. Наследственную патологию получили от больного отца. Их мать была здорова. У отца пробанда имеются здоровые младшие сестра и брат, состоящие в браке со здоровыми людьми. У сестры отца родился здоровый сын, у брата отца – две здоровые дочери. Дед пробанда по линии отца был здоров, а бабка – больна синдромом Марфана. Бабка пробанда имела здорового старшего брата. Их мать (прабабка пробанда) не имела нарушений, а отец (прадед пробанда) страдал синдромом Марфана. Определите тип наследования заболевания, встречающегося у членов родословной.
Сделайте вывод
|