Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
В какое время суток вы наиболее работоспособны?
Всего ответов: 139

 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Биология / Практика

Практическое занятие №9. Тема: "Составление и анализ родословных человека".
[ (201.4 Kb) ] 01.10.2025, 09:19

Практическое занятие №9.

Тема: "Составление и анализ родословных человека".

 

 

Цели занятия:

1. Рассмотреть особенности человека как объекта для генетических исследований.

2. Изучить ряд методов генетики человека: генеалогический, фенотипический анализ с портретной диагностикой, дерматоглифический, цитогенетические и биохимические методы.

 

Рекомендуемые информационные материалы:

1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

 

Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Гигиена и экология человека, Физиологическое акушерство, Педиатрия, Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, Патологическое акушерство.

Внутрипредметные связи: Закономерности наследования признаков, Наследственность и патология, Медико-генетическое консультирование.

 

Освоены следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Количество часов: 2 часа

 

Критерии оценки:

1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.

4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий,  выполняет неверно, допускает грубые ошибки.

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Учебная карта занятия:

Вопросы для подготовки к занятию:

Особенности человека как объекта для генетических исследований.

Методы изучения генетики человека:

- генеалогический метод;

- фенотипический анализ с портретной диагностикой;

- дерматоглифический метод;

- цитологические методы (методы кратковременных и длительных культур);

- биохимические методы.

Основные типы наследования признаков человека (характеристика, примеры):

- аутосомно-доминантный;

- аутосомно-рецессивный;

- сцепленный с Х-хромосомой рецессивный;

- сцепленный с Х-хромосомой доминантный;

- сцепленный с Y-хромосомой;

 

ХОД РАБОТЫ

 

Контрольные вопросы по теме:

 

  1. Какие методы изучения наследственности вы знаете?
  2. Что положено в основу генеалогического метода?
  3. Какие вопросы генетики человека можно решать с помощью этого метода.
  4. Какие типы наследования вы знаете?
  5. Как применяется клинико-генеалогический метод в медико-генетическом консультировании?
  6. Кто такой пробанд?
  7. Какой тип наследования характерный для генных болезней?
  8. Какие заболевания передаются сцеплено с Х-хромосомой?
  9. Тип наследования гемофилии и дальтонизма?
  10. Как по родословной определить Х-сцепленный рецессивный тип наследования?
  11. Кто такой сибс?

 

   Задание 1. Заполнить таблицу 1.  «Методы изучения наследственности человека»

 

Таблица 1. «Методы изучения наследственности человека»

 

Название метода

Сущность метода

Примеры использования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Задание 2. Знакомство с принципами построения и анализа родословных.

Познакомьтесь с основными условными обозначениями и правилами, применяемыми при составлении и анализе родословных.

 

 

 

Правила составления родословных

 

  1. Лицо, родословная которого составляется, называется пробандом, ее братья и сестры – сибсами
  2. Лиц женского пола обозначают кружочком, лиц мужского пола – квадратом. 
  3. Пробанда на родословной отмечают стрелкой.
  4. Символы членов семьи, которые несут исследуемый признак, выделяют с помощью цвета или штриховки.
  5. Каждому поколению семьи выделяется отдельная строка, на которой слева направо в ряд размещаются символы членов семьи в порядке рождения и соединяются с проведенной над ними горизонтальной линией.
  6. Символы лиц, которые находятся в браке, соединяются линией брака.
  7. Римскими цифрами обозначают последовательные поколения, арабскими – потомки одного поколения. 

 

Рис. 1. Символы

 

Родословная с аутосомно-доминантным типом наследования имеет следующие характерные черты:

•Признак (или болезнь) встречается, как правило, в каждом поколении, что называют наследованием по вертикали;

•Лица мужского и женского пола поражаются с одинаковой частотой;

•Больные мужчины и женщины одинаково передают признак потомству – мальчикам и девочкам;

•Больной член семьи, как правило, имеет больного родителя (реже родителей);

•Вероятность рождения больного ребенка, если больны оба родителя, равна 75%, если болен один из них - 50%.

Родословная с аутосомно-доминантным типом наследования имеет следующие характерные черты:

•Признак (или болезнь) встречается редко, не в каждом поколении;

•Больные дети рождаются, как правило, у здоровых родителей;

•Болеют в основном, сибсы (братья, сестры), что называют наследованием по горизонтали;

•У больного родителя могут рождаться здоровые дети;

•Все дети больных родителей являются гетерозиготными носителями патологического гена.

•Лица мужского и женского пола поражаются с одинаковой частотой;

•Больные мужчины и женщины одинаково передают признак потомству;

•Вероятность рождения больного ребенка в браке двух гетерозигот равна 25% для каждого последующего ребенка, независимо от числа уже имеющихся больных детей.

Для Х-сцепленного доминантного наследования характерны следующие признаки:

•У здоровых родителей все дети будут здоровы (в отсутствие мутации denovo);

•Больные дети появляются только в том случае, если болен один из родителей;

•Если больна мать, то вероятность рождения больного ребенка равна 50% независимо от пола;

•Если болен отец, то вероятность рождения больного ребенка также равна 50%, но больными будут только дочери, все сыновья – здоровы;

•Заболевание прослеживается в каждом поколении;

•Болеют как мужчины, так и женщины, но больных женщин в семье в 2 раза больше, чем больных мужчин;

Для Х-сцепленного рецессивного наследования характерны следующие признаки:

•Больные мужчины передают патологический ген всем дочерям и никому из сыновей;

•Все фенотинически нормальные дочери больных мужчин являются носительницами патологическогоаллеля;

•В браке женщины-носительницы с больным мужчиной 50% дочерей больны, 50% - носительницы, 50% сыновей – больны, 50% - здоровые;

•Иногда женщина-носительница может оказаться больной - при условии гетерохроматинизации в большинстве ее клеток женщины Х-хромосомы с нормальным аллелем.

 

   Задание № 3.

Инструктаж: Зарисуйте и запомните символы родословной.

 

здоровая женщины

 

больные, или имеющие

признак, мужчина и

женщина

 

здоровый мужчина

 

монозиготные

близнецы

 

пробанд

 

бесплодный брак

 

пол неизвестен

 

гетерозиготные

носители

 

брак

 

дизиготные близнецы

 

повторный брак

 

сибсы, рожденные в

одном браке

 

кровнородственный

брак

 

умершие

 

мертворожденный или

аборт

 

внебрачное потомство

 

 

Составить родословные по следующим данным:

 

Задача 1.

Пробанд – здоровая женщина. Её сестра здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери известно: в одной семье один брат болен, две сестры и брат здоровы; в двух других семьях – по одному больному брату и по одной здоровой сестре. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дед страдал дальтонизмом. Со стороны пробанда больных дальтонизмом не обнаружено.

Определите тип наследования этой патологии.

 

Задача 2.

У человека описана аномалия - наличие  перепонок между пальцами ног. От брака между женщиной с нормальными пальцами ног и мужчиной, имевшим перепонки, родилось трое детей: дочь была нормальной, а сыновья обладали этой аномалией. Один из сыновей имел трёх дочерей с нормальными пальцами и двух сыновей с аномалией.

Определите тип наследования этой патологии.

Задача 3.

Пробанд – глухонемая девочка. Её брат, мать и отец – здоровы. Со стороны отца тетя и дед здоровы, а бабушка – глухонемая. У матери пробанда есть глухонемой брат и здоровые брат и сестра. Составьте родословную и определите тип наследования признака и генотипы членов родословной.

 

Задача 4.

Пробанд – мальчик, который хорошо владеет правой рукой. Братья и сестры его - левши. Мать пробанда – правша, а отец – левша. Бабушка пробанда со стороны матери праворукая, а дед – левша. Праворукий брат матери пробанда женился на правше, но у них родилось 2 девочки - левши.

Составьте родословную семьи и установите характер наследования признака и генотипы всех членов родословной.

 

Задача 5.

В семье здоровых родителей мальчик 5 лет заболел одной из форм миопатии (атрофия мышц). Дядя и сын тети пробанда со стороны матери болел на миопатию. Тетя со стороны матери, ее муж, бабушка и дедушка пробанда со стороны матери – здоровы. Составьте родословную семьи и установите характер наследования признака и укажите носителей патологического гена.


Задание № 4.

Инструктаж:

Сделайте анализ следующих родословных, отвечая на предложенные вопросы:

Проследите наследование болезни или признака, расставив генотипы, номера поколений, носительство (если есть) рецессивных генов.

1. Сколько поколений изображено на схеме?

2. Лиц, какого пола больше в данной родословной?

3. Встречаются ли больные в каждом поколении?

4. Есть ли близкородственные браки?

5. Какое наследование можно предположить: аутосомное или сцепленное с половыми (какими) хромосомами? Почему?

6. Проследите наследование болезни или признака, расставив генотипы (для аутосомного наследования АА, Аа, аа; для сцепленного с полом ХХ и ХУ), номера поколений, носительство рецессивных генов.

 

 

 

Родословная 1.


 

 

Задание № 5. Сделать вывод по работе

 

 

Категория: Биология / Практика | Добавил: Админ
Просмотров: 33 | Загрузок: 8


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2025  Хостинг от uCoz