Практическое занятие №10.
Тема: "Сравнение видов по морфологическому критерию".
Цель: сравнить виды по морфологическому критерию.
Задачи: определить особенности морфологических различий.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Образовательная цель: формирование знаний о роли витаминов в организме человека.
Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности
Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать структурировать материал в графические схемы.
Обеспеченность занятия:
1. Учебно-методическая литература:
· Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2022.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2024.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала (карточки организмов разных видов, калькулятор, ручка).
Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Гигиена и экология человека, Физиологическое акушерство, Педиатрия, Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, Патологическое акушерство.
Внутрипредметные связи: Закономерности наследования признаков, Наследственность и патология, Медико-генетическое консультирование.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
Вариант 1.
Цель работы:
Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.
Ход работы:
1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.
2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы.
Распределите по столбцам предложенные варианты.
|
Сорта яблок
|
Породы коров
|
Породы собак
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- размеры плодов
- удойность
- внешний вид
- химический состав молока
- химический состав плодов
- характер (агрессивный или добродушный)
- мышечная масса
- скорость созревания урожая
- специальные поведенческие реакции
4. Сделать вывод из проделанной работы.
Сорта яблок
Породы коров
Вариант 2. Лабораторная работа «Сравнение видов по морфологическому критерию»
Цель: изучить критерии вида, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия.
Материалы: гербарные материалы или фотографии растений (животных) разных видов одного рода.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Рассмотрите растения двух видов одного рода.
Клевер луговой Клевер ползучий
Задание 2. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)
|
Признак для сравнения
|
Вид ____________
|
Вид _____________
|
|
1. Стебель:
- прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий
|
|
|
|
2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая
|
|
|
|
3. Лист:
- форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);
– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное);
– окраска;
- простой или сложный;
– листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)
|
|
|
|
4. Цветок или соцветие
|
|
|
|
5. Плод:
– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)
|
|
|
Дайте ответы на вопросы:
- О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?
- Можно ли на основании только морфологического критерия судить о видовой принадлежности данных растений?
- Скрещиваются ли данные виды? Почему?
Сделайте вывод.
Дополнительная информация
- Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно. Произрастает на заливных лугах.
- Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно. Произрастает в суходольных и пойменных лугах, опушки и поляны лесов, среди кустарников.
|