Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Будет ли конец света?
Всего ответов: 188

 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Биология / Практика

Практическое занятие №10. Тема: "Сравнение видов по морфологическому критерию".
[ (825.1 Kb) ] 01.10.2025, 09:17

Практическое занятие №10.

Тема: "Сравнение видов по морфологическому критерию".

 

Цель: сравнить виды по морфологическому критерию.

 

Задачи: определить особенности морфологических различий.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Образовательная цель: формирование знаний о роли витаминов в организме человека.

Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать структурировать материал в графические схемы.

 

Обеспеченность занятия:

1.  Учебно-методическая литература:

· Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2022.

Рекомендуемые информационные материалы:

1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2024.

 

Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала (карточки организмов разных видов, калькулятор, ручка).

 

Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Гигиена и экология человека, Физиологическое акушерство, Педиатрия, Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, Патологическое акушерство.

Внутрипредметные связи: Закономерности наследования признаков, Наследственность и патология, Медико-генетическое консультирование.

 

Освоены следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Количество часов: 2 часа

 

Критерии оценки:

1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.

4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий,  выполняет неверно, допускает грубые ошибки.

 

Вариант 1.

Цель работы:

Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.

 

 

Ход работы:

 

1. Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.

 

2. Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы.

Распределите по столбцам предложенные варианты.

 

Сорта яблок

Породы коров

Породы собак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • размеры плодов
  • удойность
  • внешний вид
  • химический состав молока
  • химический состав плодов
  • характер (агрессивный или добродушный)
  • мышечная масса
  • скорость созревания урожая
  • специальные поведенческие реакции

4. Сделать вывод из проделанной работы.

 

https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_0_1.jpeg

 

Сорта яблок

 

https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_0_2.jpeg

https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_0_3.jpeg

 

Породы коров

https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_0_4.jpeg

Вариант 2. Лабораторная работа «Сравнение видов по морфологическому критерию»

 

Цель: изучить критерии вида, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия.

 

Материалы: гербарные материалы или фотографии растений (животных) разных видов одного рода.

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1. Рассмотрите растения двух видов одного рода.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/08/13/s_611679f720511/phpvVOO40_Pr.-r-1_html_741690e810373df2.jpg https://fsd.multiurok.ru/html/2021/08/13/s_611679f720511/phpvVOO40_Pr.-r-1_html_571b841c116afcd7.png

 

 

Клевер луговой      Клевер ползучий

 

 

Задание 2. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)

 

Признак для сравнения

 

Вид ____________

Вид _____________

1. Стебель:

- прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

 

 

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

 

 

3. Лист:

- форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);

– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное);

– окраска;

- простой или сложный;

– листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)

 

 

4. Цветок или соцветие

 

 

5. Плод:

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

 

 

 

Дайте ответы на вопросы:

  1. О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?
  2. Можно ли на основании только морфологического критерия судить о видовой принадлежности данных растений?
  3. Скрещиваются ли данные виды? Почему?

 

Сделайте вывод.

 

Дополнительная информация

 

  1. Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно. Произрастает на заливных лугах.

 

  1. Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно. Произрастает в суходольных и пойменных лугах, опушки и поляны лесов, среди кустарников.
Категория: Биология / Практика | Добавил: Админ
Просмотров: 171 | Загрузок: 5


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2025  Хостинг от uCoz