Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Каких животных любишь?
Всего ответов: 144

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Сущность жизни. Свойства живого
[ (139.5 Kb) ] 18.05.2014, 21:47

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

Цель: создание условий для развития понятий свойства живых организмов, отличий живого от не живого, конкретизация и расширение знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Уровни организации живой материи», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов».

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Клетка».

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

Обоснование темы

            Тема «Сущность жизни. Свойства живого» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 


Приложение 1.

Вопросы для фронтального опроса

1)Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.

2)Перечислите известные вам методы общей биологии.

3)Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

4)Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?


Приложение 2

Индивидуальная работа учащихся по карточкам

 

Карточка 1

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

Палеонтологический;

Сравнительно-аналитический;

Сравнительно-эмбриологический.

 

Карточка 2

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

Биогеографический;

Популяционный;

Моделирование.

 

Карточка 3

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

Иммунологический

Паразитологический

Генетический


Приложение 3

Выявите признаки, по которым можно отличить объекты живой природы от объектов неживой природы. Для этого заполните таблицу.

Сравнительная характеристика объектов живой и неживой природы.

 

Критерии (вопросы для сравнения)

Объекты неживой природы

Объекты живой природы

1. Имеют ли объекты клеточное строение?

некоторые

Все имеют

2. Необходима ли энергия для существования?

нет

да

3. Характерен ли для объектов обмен веществ?

иногда

да

4. Способны ли объекты к росту

иногда

да

5. Свойственно ли объектам развитие?

нет

да

6. Обладают ли объекты раздражимостью?

нет

да

7. Способны ли объекты передвигаться?

нет

да


Приложение 4

Свойства живого.

Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками

 

Критерии живого

Характерные признаки

1)Единство биохимического состава

2) Дискретность и целостность.

 

3) Саморегуляция.

 

4) Размножение.

 

 5) Ритмичность.

А) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть  – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.

Б) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития являет­ся клетка; вне клетки жизни нет.

В) Все живые организмы со­стоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).

Г) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образу­ют структурно-функциональное единство.

Д) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.

Е) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.

Ж) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей сре­дой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

З) Организмы при­способлены к меняющимся условиям существования.

И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.

К) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемствен­ность поколений.

     

                    


Приложение 5

Свойства живого

Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками

 

Критерии живого

Характерные признаки

1)Единство элементного химического состава.

2) Открытость

3)Обмен веществ и энергии.

4)Раздражимость и движение.

5)Единство структурной организации

А) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.

Б) Организмы при­способлены к меняющимся условиям существования.

В) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития являет­ся клетка; вне клетки жизни нет.

Г) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей сре­дой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

Д) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть  – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.

Е) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.

Ж) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образу­ют структурно-функциональное единство.

З) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемствен­ность поколений.

И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.

К) Все живые организмы со­стоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).


Приложение 6

  1. Биология как наука, ее методы

Выберите один правильный ответ


1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода

1) экспериментального

2) наблюдения

3) проведения опытов

4) палеонтологического.

2. Строение организма и его органов изучает

1) физиология

2) анатомия

3) генетика

4) цитология.

3. Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука

1) биохимия

2) анатомия

3) генетика

4) селекция.

4. Изучением воспроизведения новых особей из одной или нескольких клеток занимается наука

1) генная инженерия

2) клеточная инженерия

3) микробиология

4) биохимия

5. Изучением влияния загрязнения на окружающую среду занимается наука

1) селекция

2) экология

3) микробиология

4) генетика.

6. Метод, позволяющий изучать хромосомные наборы здоровых и больных людей –

1) близнецовый

2) цитогенетический

3) генеалогический

4) гибридологический.

7. Метод, позволяющий изучать влияние условий среды на развитие признаков-

1) гибридологический

2) цитогенетический

3) генеалогический

4) близнецовый.

8. Основной метод изучения закономерностей наследования признаков –

1) генеалогический

2) цитогенетический

3) гибридологический

4) близнецовый.

9. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

1) генетика

2) физиология

3) экология

4) эмбриология.

10. Для изучения тонкого строения митохондрий используют метод

1) гибридизации

2) световой микроскопии

3) электронной микроскопии

4) экспериментальный

11. Генетика имеет большое значение для медицины, так как она

1) устанавливает причины наследственных заболеваний

2) создает лекарства для лечения больных

3) ведет борьбу с эпидемиями

4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

12. Генеалогический метод исследования использует наука

1) систематика

2) генетика

3) цитология

4) физиология

13. Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука

1) физиология растений

2) экология растений

3) палеонтология

4)селекция

14. Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука

1)генетика
2) систематика

3) физиология

4)экология

15. Строение и функции органоидов клетки изучает наука

1) генетика

2) цитология

3) селекция

4) фенология

16. Генетика — наука, изучающая закономерности

1) взаимоотношения организмов и среды

2) исторического развития органического мира

3) наследственности и изменчивости организмов

4) индивидуального развития организмов

17. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

1) скрещивание

2) центрифугирование

3) моделирование

4) биохимический.

18. Для прогнозирования процессов в биологических системах используют метод

1) гибридизации

2) моделирования

3) цитогенетический

4) центрифугирования.

19. Для изучения химического состава клеток используют метод

1) цитогенетический

2) микроскопии

3) биохимический

4) центрифугирования

20. Для изучения строения клетки необходимо:

1) рассмотреть под микроскопом орган растения, например, лист;

2) приготовить тонкий срез какого либо растения и рассмотреть его под микроскопом;

3) выделить из органа одну клетку и рассмотреть ее под микроскопом;

4) поставить опыт по изучению значения света в жизни растения и наблюдать за ним


 

1.2. Признаки и свойства живого

 

1. Клеточное строение — важный признак живого — характерен для

1) бактериофагов

2) вирусов

3) кристаллов

4) бактерий.

2. Живое от неживого отличается способностью

1) изменять свойства объекта под воздействием среды

2) участвовать в круговороте веществ

3) воспроизводить себе подобных

4) изменять размеры объекта под воздействием среды

3. Обмен веществ и превращение энергии — это признак

1) характерный для тел живой и неживой природы

2) по которому живое можно отличить от неживого

3) по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных,

4) по которому животные отличаются от человека

4. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:

1) воспроизведением

2) эволюцией

3) раздражимостью

4) нормой реакции

5. Вирусы обладают такими признаками живого, как

1) питание

2) рост

3) обмен веществ

4) наследственность.

6. Свойство живого поддерживать постоянство химического состава называется

1) гомеостаз

2) обмен веществ

3) развитие

4) раздражимость.

7. Преемственность поколений обеспечивается за счет

1) развития

2) роста

3) размножения

4) обмена веществ.

8. Поступление в биологические системы питательных веществ и энергии извне характеризует их

1) целостность

2) открытость

3) единство

4) системность.

9. Взаимосвязь составляющих частей биологических систем характеризует их

1) целостность

2) открытость

3) саморегуляцию

4) системность.

10. Одним из главных признаков живого является

1) увеличение размеров

2) изменение под влиянием условий среды

3) обмен веществ

4) движение молекул


Полный текст материала в прикрепленном файле:

(139.5Kb)

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: Сущность жизни, Свойства живого, семинары
Просмотров: 5177 | Загрузок: 262 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/15
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2024  Хостинг от uCoz