Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Откуда вы пришли на наш сайт?
Всего ответов: 101

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Строение и функции клетки
[ (163.5 Kb) ] 18.05.2014, 21:27

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

Цель: создание условий для развития и закрепления понятий, конкретизация и расширение знаний по теме «Строение и функции клетки».

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Строение и функции клетки», «Химический состав клетки».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов».

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Клетка».

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

Обоснование темы

            Тема «Строение и функции клетки» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 


Приложение 1.

Вопросы для фронтального опроса

  1. Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка?
  2. Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
  3. Какие органеллы были обнаружены с помощью светового микроскопа?
  4. Из чего состоит мембрана живой клетки и какими свойствами она обладает?
  5. Какие функции выполняет мембрана живой клетки, покрывающая цитоплазму?
  6. Что такое осморегуляция живой клетки?
  7. Какие клеточные органеллы имеют мембранное строение?
  8. У каких органелл двойные мембраны?
  9. Какие органеллы не имеют мембранного строения?
  10. Каковы строение и функции ЭПС?
  11. Каковы строение и функции рибосом?
  12. Какие пластиды содержат растительные клетки?
  13. Каково строение аппарата Гольджи?
  14. Каково строение хлоропласта?
  15. Каково строение и функции клеточного центра?
  16. Из каких компонентов состоит система ядра?
  17. Каковы основные функции ядра?
  18. Как устроена ядерная оболочка?
  19. Какие структурные компоненты ядра содержат молекулу ДНК?
  20. Как устроен клеточный центр?
  21. Что такое ядерный сок,  какова его функция?
  22. На чем основано деление всех живых организмов на две группы – прокариоты и эукариоты?
  23. Какие структурные компоненты клетки называют включения?
  24. Какие функции выполняет наружная и внутренняя мембрана?
  25. Что такое пиноцитоз?
  26. Что такое фагоцитоз?
  27. В чем различие гладкой и шероховатой эндоплазматической сетью?
  28. Какие органоиды клетки способны к самовоспроизведению?
  29. Какие органоиды содержат РНК?
  30. Что такое ядрышко?
  31. Что такое хроматин?
  32. Как устроены и из чего состоят хромосомы?
  33. Как соотносятся число хромосом в соматических клетках и половых клетках?
  34. Какие хромосомы называются гомологичными?
  35. Что такое кариотип?
  36. Какой набор хромосом называется гаплоидным?
  37. Какой набор хромосом называется диплоидным?
  38. Какие включения встречаются у растительных клеток?
  39. Дайте современное определение клетке?
  40. В чем сущность клеточной теории и кто ее авторы?
  41. С помощью каких приборов изучалась клетка в IX – XX  вв.?
  42. Почему вирусы и фаги называют доклеточными организмами?
  43. Какие химические элементы входят в состав клетки?
  44. Какие органические вещества входят в состав клетки?
  45. В чем разница между органическими и неорганическими веществами?
  46. Каково значение воды в клетке?
  47. Какие органические вещества входят в состав клетки?
  48. Какие функции белков вам известны?
  49. Каковы функции жиров в клетке и организме?
  50. У каких организмов, и в каких органеллах синтезируются  углеводы?
  51. Какие запасные углеводы имеются в растительных клетках?
  52. Какие функции выполняют углеводы в клетке и в организме?
  53. Где синтезируется АТФ в клетке?
  54. Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
  55. Из чего состоит мембрана живой клетки, и какими свойствами она обладает?
  56. Какие функции выполняет мембрана клетки?
  57. Каковы строение и функции эндоплазматической сети?
  58. Каковы строение и функции митохондрий?
  59. Какие особенности аппарата Гольджи, связанные с выполнением им функций, вы знаете?
  60. Какую функцию выполняют рибосомы?
  61. Какие пластиды содержатся в растительной клетке?
  62. Каково строение пластид?
  63. Каково строение ядра?
  64. Как устроена ядерная оболочка?
  65. Какие структуры ядра содержат молекулу ДНК?
  66. Что такое ядерный сок? Какова его функция?
  67. Что такое прокариоты и эукариоты?
  68. В чем отличие соматических клеток от половых?
  69. Что такое гаплоидный, диплоидный и полиплоидный наборы хромосом?
  70. Каково строение хромосом? Из каких молекул построена хромосома?

Приложение 2

Выполните контрольную работу

Контрольная работа № 1

  1. Какие из перечисленных положений составляют основу клеточной         теории (все живые организмы состоят из клеток, все клетки образуются из клеток, все клетки возникаю из неживой материи)?
  2. Что представляет собой тело доклеточных организмов (ядро, цитоплазма; молекула ДНК или РНК, покрытая белковой оболочкой)?
  3. Какой способ питания характерен для вирусов и бактериофагов (паразитный, сапрофитный)?
  4. Какие организмы относятся к клеточным доядерным (бактерии, амеба, инфузория туфелька)?
  5. Какие организмы являются многоклеточными (кишечнополостные, бурые водоросли, бактерии)?
  6. Для каких организмов характерны следующие признаки: в живой клетке – существо, вне живой клетке – вещество (бактерии, вирусы, бактериофаги)?
  7. Какие организмы относятся к одноклеточным ядерным (амеба, эвглена зеленая, бактерии)?

Контрольная работа № 2

  1. Какие вещества входят в состав мембран (белки, нуклеиновые кислоты, фосфолипиды, углеводы)?
  2. Какие органеллы не имеют мембранного строения (митохондрии, рибосомы, пластиды, аппарат Гольджи)?
  3. Какие органоиды имеют двухмембранное строение (пластиды, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи)?
  4. В каких органеллах растительных клеток происходит синтез АТФ (хлоропласты, митохондрии, рибосомы)?
  5. В каких органеллах происходит только синтез белка (пластиды, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи)?
  6. В каких органеллах содержится пигмент – хлорофилл и каротиноиды (митохондрии, пластиды)?
  7. Какую мембрану представляет собой ядерная оболочка (одинарная сплошная, двойная пористая)?
  8. Какие компоненты входят в состав ядра (митохондрии, хромосомы, ядрышко, пластиды)?
  9. Какой процесс осуществляется в хромосомах (фотосинтез, синтез белка, синтез ДНК, синтез АТФ)?

Контрольная работа № 3

  1. Какие образования являются включениями у растительной клетки (зерна крахмала, зерна белка, вакуоли, капли жира, рибосомы, пластиды)?
  2. Чем с наружи покрыта растительная клетка (двухслойной мембраной, белком, однослойной мембраной, целлюлозной оболочкой)?
  3. Какую функцию выполняет вакуоль растительной клетки (запасающая, осморегулирующая, выделительная, пищеварительная)?
  4. Какие органеллы характерны для животной клетки (митохондрии, пластиды, рибосомы, аппарат Гольджи)?
  5. Какие организмы являются многоклеточными (кишечнополостные, бурые водоросли, бактерии)?

Приложение 3

Схема строения клетки.

Дайте обозначения каждой стрелке. Заполните таблицу.

 

Структура

Функция

Расположение в клетке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4

Заполните таблицу

Основные различия между прокариотами и эукариотами

 

 

Характеристика

 

Прокариоты

Эукариоты

Размеры клеток

 

 

Форма

 

 

Генетический материал

 

 

Синтез белка

 

 

Органеллы

 

 

Клеточные стенки

 

 

Фотосинтез

 

 

Фиксация азота

 

 


Приложение 5

Перечислен ряд структурных компонентов, встречающихся во всех или только в некоторых клетках:

 

А – митохондрии

Б – пластиды

Г – вакуоли

Д – жгутики

Е – комплекс Гольджи

Ж – клеточная стенка

        поверх мембраны

И – эндоплазматическая

       сеть

К – клеточный центр

Л - рибосомы

М – мембрана наружная

Н – крахмальные зерна

П - лизосомы

Р – хроматин

С – капли жира

Т – ядерная оболочка

Ф -  ядерный сок

Х - реснички

     Определите, что из перечисленного:

  1. Относится к органоидам (в цитоплазме) растительных и животных клеток.
  2. Ограничивает клетки от окружающей среды.
  3. Является структурной частью любого органоида в клетке.
  4. Относится к включениям растительной клетки.
  5. Отсутствует в животных клетках.
  6. Является органоидом, синтезирующим белки.
  7. Служит «энергетической станцией» клетки.
  8. Содержит ферменты и переваривает в клетке ее «отработанные» части и пищу.
  9. Участвует при делении ядра и клетки.
  10. Служит «транспортной» системой клетки.
  11. Служит местом накопления продуктов синтетической деятельности клетки.
  12. Относится к компонентам ядра.
  13. Является носителем генетической информации.

Приложение 6

Вопросы к семинарскому занятию по теме «Клетка»

  1. Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка?
  2. Дайте современное определение клетки.
  3. В чем сущность клеточной теории и кто ее автор?
  4. С помощью каких приборов изучалась клетка в XIX, XX вв.?
  5. Почему фаги и вирусы называют доклеточными организмами?
  6. Какие химические элементы входят в состав клетки?
  7. Какие неорганические вещества входят в состав клетки?
  8. Каково значение воды в клетке?
  9. В чем разница между органическими и неорганическими веществами?
  10. Какие органические вещества входят в состав клетки?
  11. Какие функции белков вам известны? Приведите примеры.
  12. Каковы функции жиров в клетке и организме? Приведите примеры.
  13. У каких организмов, и в каких органеллах синтезируются углеводы?
  14. Какие запасные углеводы имеются в растительных и животных клетках?
  15. Какие функции выполняют углеводы в клетке и организме?
  16. Где синтезируется АТФ в клетке?
  17. Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
  18. Из чего состоит мембрана живой клетки, и какими свойствами она обладает?
  19. Какие функции выполняет мембрана?
  20. Каковы строение и функции эндоплазматической сети?
  21. Каковы строение и функции митохондрий?
  22. Какие особенности строения аппарата Гольджи, связанные с выполняемыми им функциями, вы знаете?
  23. Какую функцию выполняет рибосомы?
  24. Какие пластиды содержит растительная клетка?
  25. каково строение пластид?
  26. Какие функции выполняют пластиды?
  27. Каково строение ядра?
  28. Каковы основные функции ядра?
  29. Как устроена ядерная оболочка?
  30. Какие структуры ядра содержат молекулу ДНК?
  31. Что такое ядерный сок? Какова его функция?
  32. Что такое прокариоты и эукариоты?
  33. В чем отличие соматических клеток от половых? Что такое гаплоидный, диплоидный и полиплоидный наборы хромосом?
  34. Строение и функции хромосом. Из каких молекул построена хромосома?
  35. Что такое интерфаза?
  36. Чем характеризуются периоды Q1, S, Q2  интерфазы?
  37. Расскажите о стадиях митоза.
  38. Что обуславливает упорядоченное распределение хромосом среди дочерних клеток?
  39. В чем заключается механизм кроссинговера?
  40. Объясните механизмы увеличения генетической изменчивости, связанных с механизмом мейоза?
  41. Что такое митоз?
  42. Что такое мейоз?
  43. Чем отличается митоз от мейоза?
  44. В чем заключается биологическое значение митоза?
  45. В чем заключается биологическое значение мейоза?
Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: Строение и функции клетки, семинары
Просмотров: 3524 | Загрузок: 179 | Рейтинг: 5.0/16
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2019  Хостинг от uCoz