Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Как Вам наш сайт?
Всего ответов: 78

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Природно - очаговые болезни
[ (91.5 Kb) ] 18.05.2014, 19:02

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

 

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

 

Форма работы: индивидуальная, групповая.

 

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Деление клетки», «Митоз», «Онтогенез», «Формы взаимоотношений между организмами», «Паразитология».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

 

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Формы размножения организмов», «Изменчивость».

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска, микропрепараты.

 

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

 

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

 

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

 

 

Обоснование темы

 

            Тема «Природно-очаговые болезни» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

 

 

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Вопросы для фронтального опроса

 

1. Ковы основные формы взаимоотношений организмы разных видов?

2.Чем отличается паразитизм от хищничества и комменсализма?

3.В каких типах животного царства встречается наибольшее количество паразитов человека?

4.Какие паразиты называются факультативными, и какие облигатными? Приведите примеры.

5.Какие паразиты называются временными, и какие постоянными? Приведите примеры.

6.Как классифицируются паразиты на основании их пространственных взаимоотношений?

7.В чем заключаются особенности организма хозяина как среды обитания паразитов?

8.Каковы особенности строения и жизнедеятельности большинства паразитических организмов?

9.В чем заключается вредное действие паразита на организм хозяина?

10.Почему паразитарные болезни редко заканчиваются смертью человека?

11.Что называет жизненным циклом паразита?

12.Какой хозяин паразита называется промежуточными, и какой окончательным?

13.Что такое резервуарный хозяин?

14.Что такое трансмесивные болезни?

15.Какие болезни называются антропонозными, и какие зоонозными?

16.Что такое природно-очаговые болезни, и какова структура природного очага?

17.Как проводится профилактика паразитарных болезней?

18.почему профилактику паразитарных болезней необходимо проводить постоянно, даже если в данный местности они не встречаются?

19.Какие особенности в целом характерны для простейших – паразитов пищеварительной и мочеполовой системы?

20.Приведите примеры комменсальных простейших, обитающих в пищеварительной системе. Всегда ли они безвредны для человека?

21.Известны ли Трансмиссивные протозойные болезни, вызываемые паразитами пищеварительной системы? поясните ответ.

22.Какие простейшие, обитающие в  пищеварительной системе, образуют цисты? Какие преимущества дает паразитическим простейшим цистообразоваие?

23.Чем опасно цистоносительство? Среди какого контингента лиц необходимо активно выяснять цистоносителей?

24.Какие вам известны трансмиссивные протозойные болезни?

25.Какие вам известны зоонозные протозойные болезни?

26.Является ли малярия зоонозной болезнью?

27.Какие вам известны природно-очаговые протозойные болезни?

28.Все ли простейшие – паразиты внутренней среды передаются трансмиссивно?

29.Какое лабораторное исследование необходимо сделать человеку с жалобами на понос со слизью и гноем?

30.При какой паразитарной болезни возможно рождение ребенка с тяжелыми пороками развития?

 

Приложение 2

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

 

Назовите возбудителя клещевого энцефалита.

Кто является источником инфекции?

Кто является резервуаром и переносчиком КЭ?

Почему клещи формируют стойкие природные очаги инфекционных болезней:

а) подвижны, мигрируют на большие расстояния

б) способны к трансфазовой передаче возбудителей

в) способны к трансовариальной передаче

 

Назовите меры неспецифической профилактики клещевого энцефалита.

Назовите меры специфической профилактики клещевого энцефалита.

Какие фазы развития клеща представляют эпидемиологическую опасность:

I. для животных

II. для человека

     а) яйца; б) личинка; в) нимфа; г) имаго.

 

Перечислите возможные источники возбудителей при клещевом энцефалите:

      а) больной человек

      б) зараженные клещи

      в) лесная подстилка, на которой найдены клещи

      г) грызуны, с которых сняты зараженные клещи

      д) птицы, с которых сняты нимфы зараженных клещей

      е) яйца клещей.

 

Приложение 3

                Тесты для контроля знаний

                           

       1. Выберите способ борьбы с клещами

       а) экологический

       б) физический

       в) химический

 

       2. Изучением природно-очаговых болезней занимались:

       а) Е.Н.Павловский

       б) Д.К.Заболотный

       в) П.А.Петрищева

       г) Л.В.Громашевский

       д) М.П.Чумаков

       е) В.Н.Беклемишев

 

       3. Выберите природно-очаговые болезни:

       а) чума

       б) холера

       в) желтая лихорадка

       г) туляремия

       д) клещевой энцефалит

       е) лептоспирозы

       ж) лихорадка Эбола

       з) лихорадка Ласса

 

       4. Выберите нетрансмиссивные природно-очаговые инфекции:

       а) ГЛПС

       б) лихорадка геморрагическая омская

       в) лептоспирозы

       г) бешенство

       д) клещевой энцефалит

       е) описторхоз

       ж) лейшманиозы

       з) эхинококкоз

 

       5. При клещевом энцефалите выделяют:

     а) первичные природные очаги

     б) эпидемические очаги

     в) переходные очаги инфекции

     г) антропургические очаги

 

    6. Заражение человека клещевым энцефалитом происходит:

    а) при укусе клеща

    б) через воду

    в) через молоко

    г) через предметы обихода в квартире больного клещевым энцефалитом

 

      7. Инактивированной вакциной против клещевого энцефалита прививают:

      а) все взрослое население страны;

      б) все взрослое население, проживающее на территории

природного очага клещевого энцефалита;

      в) лиц, выезжающих в весенне-летнее время в природный очаг клещевого энцефалита.

 

     8. Рабочий леспромхоза обнаружил на теле присосавшегося клеща. Как следует поступить:

     а) резко оторвать клеща;

     б) снять с помощью пинцета;

     в) осторожно смазать тело клеща кремом или маслом и потом удалить.

 

 

 

Приложение 4

 

3адачи

 

      1) В Кузбассе в весенне-летний период было выявлено 108 случаев энцефалита. Все заболевания зарегистрированы с мая по август: в мае - 8 случаев (из них 6 - во второй половине), в июне - 43, в июле - 39, в августе – 18 случаев (из них 12 - в первой поло-

вине). Почти во всех случаях в анамнезе установлены укусы клещей. Большинство больных незадолго до заболевания побывало в лесу, на покосе. В 34 случаях больные подвергались укусам клещей неоднократно. В 58 случаях можно было установить инкубационный период от 1 до 25 дней. Короткий инкубационный период наблюдался при локализации укусов клещей в области лица и шеи. Среди больных было 62 женщины и 46 мужчин. Большинство заболевших в возрасте 30-40 лет и единичные случаи заболевания в возрасте свыше 50 лет. Распределение по профессиям: 49 рабочих (из них работающих в лесу и подсобном хозяйстве 22), 10 служащих, 24 домашние хозяйки, 18 учащихся и 7 колхозников. Организовать противоэпидемические и профилактические

мероприятия.

       Какие мероприятия необходимо организовать по ликвидации данной вспышки, по борьбе с клещами?

 

      2) В Миньярском районе Челябинской области было зарегистрировано 29 случаев клещевого энцефалита (11 женщин и 18 мужчин). Самому молодому из больных - 7 лет, а самому старшему - 57 лет. До этого заболеваемость наблюдалась спорадически (по одному случаю ежегодно). Максимума заболеваемость достигла в мае-июне (19 случаев), в июле-августе (10 случаев). Не наблюдалось ни одного случая в первые и в последние 4 месяца года. Многие больные работали в лесу (лесорубы, работники геологоразведочных партий) или часто там бывали. Есть случаи и среди городского населения: школьников, рабочих металлургического завода, домохозяек.

      В двух случаях точно установлен инкубационный период болезни. Один больной 30 мая был в лесу, после чего снимал с себя впившихся в тело клещей по 2 июня. 3аболевание началось 7 июня, т.е. через 8 дней после укусов клещей, а приняв во внимание, что последний клещ был снят 2 июня, то инкубационный период уменьшается еще на 3 дня и составляет 5-8 дней. Во втором случае домохозяйка ровно за неделю до заболевания побывала в лесу и тогда же обнаружила на теле много впившихся клещей; в

этом случае инкубационный период был равен 7 дням. Удалось выявить небольшие очаги клещевого энцефалита в нескольких пунктах района. Наблюдались единичные случаи, не связанные между собой, а также семейные заболевания.

      В каком объеме необходимо провести профилактические и противоэпидемические мероприятия?

 

      3) В 1992 г. наблюдалась вспышка клещевого энцефалита в Хабаровском крае. Эта местность являлась неблагополучной по клещевой нейроинфекции.

      Зарегистрировано 10 больных. Все заболевшие многократно подвергались укусам клещей, так что установить срок инкубации было невозможно, за исключением 1 случая у женщины, которая за 14 дней до начала заболевания подверглась однократному массовому нападению клещей. Один заболевший – в возрасте 18 лет, 6 - от 20 до 30 лет, 3 – от 30 до 37 лет. Начало заболевания в 8 случаях относится к периоду от 22 июня по 3 июля, один заболел 22 июня и один - 17 августа. Максимум заболеваний по Хабаровскому краю приходится на последнюю декаду мая и начало июня. Несколько запоздалое начало эпидемии объясняется своеобразным климатом Де-Кастринского района Хабаровского края, задерживающим цикл развития и активность клещей.

      Проведите необходимые профилактические и противоэпидемические мероприятия по ликвидации вспышки.

 

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: семинары
Просмотров: 1606 | Загрузок: 127 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2019  Хостинг от uCoz