Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Каких животных любишь?
Всего ответов: 136

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Основы селекции
[ (263.5 Kb) ] 18.05.2014, 19:41

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

Обоснование темы

            Тема «Основы селекции» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Эволюционное учение» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: медицинская генетика, акушерство, гинекология, анатомия, физиология, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 

 

Цель: Сформировать первоначальные знания о селекции как науке, определить цели и задачи науки селекции, изучить центры происхождения культурных растений, научиться  находить их на географической карте, рассмотреть сущность закона гомологических рядов  в наследственной изменчивости; сформировать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, прививать коммуникативные навыки.

Опорные понятия: изменчивость, наследственная изменчивость, культурные растения

Новые понятия: селекция, центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Ход урока:

 

Этапы урока

Формы и приемы учебной работы учащихся, рефлексия.

I. Организационный момент

Создание психологического настроя обучающихся

II. Актуализация знаний

Задание, вопросы

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с жизнью и деятельностью Н.И.Вавилова

Сообщение учащегося, презентация

2. Изучение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

Самостоятельная работа в парах с последующим обсуждением (анализ таблицы).

3.Изучение центров происхождения культурных растений

Групповая практическая работа на единую цель.

IV. Этап закрепления новых знаний.

 

Самодиагностика уровня усвоенных знаний: цифровой диктант, самопроверка, самооценка.

V. Подведение итогов урока, домашнее  задание

Набор творческих заданий для развития интеллектуальных умений, мыслительных навыков обучающихся


Приложение 1.

Вопросы для фронтального опроса

  1. Какая наука является теоретической основой селекции?
  2. Какие задачи ставит перед собой селекция растений и животных?
  3. Что такое сорт, порода, штамм?
  4. Что такое гибридизация?
  5. Какие основные методы селекции вы знаете?
  6. Что такое массовый отбор? Индивидуальный отбор?
  7. С какой целью в селекционной работе проводится скрещивание?
  8. Что такое гетерозис?
  9. Какие межвидовые гибриды вам известны?
  10. С какой целью в селекции применяют мутагены? Назовите мутагенные факторы.
  11. Чем отличается искусственный отбор от естественного?
  12. Какие центры происхождения культурных растений вы знаете? Почему у близкородственных видов обнаруживаются сходные мутации?
  13. Изложите сущность закона гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова?
  14. Какое значение для практической селекции имеет учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений?
  15. Какие формы отбора применяют при селекции растений?
  16. В чем положительные и отрицательные стороны самоопыления при селекции растений?
  17. Что такое межлинейная гибридизация?
  18. Что называется  полиплоидией?
  19. Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?
  20. Какие вы знаете методы восстановления плодовитости гибридов при отдаленной гибридизации?
  21. Перечислите основные методы работы И.В. Мичурина по созданию новых урожайных форм плодовых и плодово-ягодных культур.
  22. Какими основными принципами руководствовался И.В. Мичурин при воспитании гибридов? Какими путями можно, изменяя внешние условия, изменять характер доминирования признака?
  23. Почему при вегетативном размножении не наблюдается расщепление признаков в потомстве гибридов?
  24. Каковы основные особенности селекции животных по сравнению с селекцией растений?
  25. Как влияет приручение на изменчивость животных?
  26. Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких?
  27. Какие положительные и отрицательные стороны родственного скрещивания имеются в селекции животных?
  28. Для его производятся испытание производителей по потомству?
  29. Как используют родственное скрещивание в селекции животных?
  30. Приведите примеры практически важных отдаленных гибридов у животных.
  31. какую роль играет селекция микроорганизмов в промышленности антибиотиков?
  32. В каких областях пищевой промышленности селекция микроорганизмов имеет важное практическое значение?
  33. Что такое биотехнологии?
  34. Что такое генная инженерия?
  35. Приведите примеры достижений отечественных селекционеров в области растениеводства.
  36. Приведите примеры достижений селекционеров нашей страны в области животноводства.

Приложение 2

Актуализация знаний, формулирование темы и задач урока:

На доске выписаны названия наук и ученые:

Цитология                             Г.Мендель

Эмбриология                        Шлейден и Шванн

Генетика                                Н.И.Вавилов

Селекция                               К.Бэр.

 

      Соотнесите науку и ученого, деятельность которого связана с данной наукой.


Приложение 3

Заполните таблицу:

МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ

 

 

Метод

Суть метода

Массовый отбор

 

 

Индивидуальный отбор

 

Межлинейная гибридизация

 

 

Полиплоидия

 

Полиплоидия

 

Хромосомная инженерия

 

 

Клеточная инженерия

 

 

Генетическая инженерия

 

 


Приложение 4

ПОДУМАЕМ  ВМЕСТЕ

  1. С какой наследственностью можно использовать растения при вегетативном размножении. Почему?
  2. Н.И. Вавилов открыл центры происхождения культурных растений. Большое богатство и разнообразие их он находил в горах. Чем объяснить, что одни и те же растения, найденные в различных долинах одной горной страны, отличаются друг от друга?
  3. Чем объяснить, что при длительном самоопылении сорта вырождаются, а при скрещивании двух чистых линий проявляется гетерозис?
  4. Мичурин добился того, что у его гибридов были признаки и северного и южного родителя. Как это объяснить с точки зрения генетики?
  5. У культурной сливы не найден в природе дикий предок. Каково ее происхождение?
  6. Как используется ионизирующая радиация в сельском хозяйстве?

Приложение 5

Вопросы для самоконтроля. Выберите правильный ответ.

  1. Какие способы размножения свойственны животным и какие растениям (половое, бесполое, вегетативное)?
  2. Какие формы искусственного отбора применяют в селекции животных (массовый, индивидуальный)?
  3. Для каких целей производят близкородственное скрещивание (получение чистой породы, усиление доминантности признака, усиление жизненной силы)?
  4. В чем выражается гетерозис (увеличение продуктивности гибрида, усиление плодовитости гибрида, получение новой породы или сорта)?
  5. Как размножаются гетерозисные гибриды у растений и животных (вегетативно, половым путем, не размножаются)?
  6. У каких организмов встречается полиплоидия (растения, животные, человек)?
  7. Являются ли триплоидные клетки эндосперма зерновки злака полиплоидными (да, нет)?
  8. С какой целью применяют в селекции растений метод ментора (акклиматизация, закаливание, усиление доминантности признака, воздействие условиям среды)?
  9. Применяется ли в селекции животных метод ментора (да, нет)?
  10. Какое значение для селекции растений имеет знание центров происхождения культурных растений (подбор исходного материала, изучение болезней и вредителей, предвидение результатов гибридизации, изучение многообразия мутаций)?

Приложение 6

Объясните значение терминов:

Гетерозис

Гибридизация

Инбредная депрессия

Инбридинг

Подвой

Порода

Полиплоидия

Привой

Сорт


Практическая работа «По следам экспедиций Н.И.Вавилова».

В свободные ячейки впишите названия растений, из которых приготовлены предложенные вам блюда и напитки:

 

Название центра

Географическое положение

Окультуренные растения

Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии

 

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

 

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

 

Средиземноморский

Страны по берегам Средиземного моря

 

Абиссинский

Эфиопское нагорье Африки

 

Центральноамериканский

Южная Мексика, Западная и Центральная Америка

 

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья

 

 

Приложение 4

Практическая работа по изучению центров происхождения культурных растений

Алгоритм деятельности обучающихся: каждая группа получает набор продуктов или блюд, произведенных из растений одного центра происхождения. Члены группы определяют из каких растений произведены продукты и записывают названия этих растений в соответствующую ячейку сводной таблицы в своей тетради.

Таблица на экране «заполняется» по мере выполнения группами своей части работы.

 «Меню» на столах:

1.Сок апельсиновый, рисовые хлебцы, сахар.

2.Вишневый компот, сливовый сок, гречневая каша.

3.Хлеб ржаной и пшеничный, виноградный сок. Льняная салфетка.

4.Капуста, свекла, растительное оливковое масло.

5.Макароны, кофе, банан.

6.Кукурузные хлопья, шоколад. Хлопковая салфетка.

7.Картофельные чипсы, томатный сок, ананасы в собственном соку.

Этап закрепления новых знаний.

Самодиагностика уровня усвоенных знаний.

Цифровой диктант:

1.Если салат из помидоров с огурцами полить оливковым маслом, то все компоненты блюда будут иметь разные центры происхождения.

2.Основной компонент манной каши имеет только один центр происхождения.

3.Лучшее сырье для производства макарон делается из пшеницы, центр происхождения которой находится там, где берет начало Голубой Нил.

4.Древние китайцы любили пить чай с черешневым вареньем.

5.Растение, из которого итальянцы делают полетту, молдаване – мамалыгу, а грузины –  мчади, росло в диком виде на территории современного Мехико 60 тысяч лет назад.


Приложение 5

Изучить параграф учебника. Выполнить задание по выбору:

1.Составьте кроссворд, используя термины: изменчивость, наследственность, генотип, фенотип, мутация, модификация, Г.Мендель, Н.И.Вавилов.

2.Составьте меню праздничного стола из продуктов, растительное сырье для которых имеет Абиссинский центр происхождения и оба Американских. Для каждого блюда укажите растение-сырье и центр его происхождения.

3.Возьмите контурную карту мира и обведите контуры центров происхождения культурных растений. 


Приложение 6

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

 

Роды семейства Злаки

Наследственная изменчивость видов семейства Злаки.

 

Варьирующие признаки

Роды семейства злаковых

Рожь

Пшеница

Ячмень

Кукуруза

Пырей

Голое зерно без пленки

+

+

+

+

-

Наличие ости

+

+

+

-

+

Белое зерно

+

+

+

+

-

Фиолетовое зерно

+

+

+

+

+

Удлиненное зерно

+

+

+

+

+

Стекловидное зерно

+

+

+

+

+

Крахмалистое зерно

+

+

+

+

+

Всходы зеленые с белыми полосками

+

+

+

+

-

Задание

Проанализируйте схему 1 и таблицу «Наследственная изменчивость видов семейства Злаки». Определите наиболее близкородственные роды. Обратите внимание на сходство и различие признаков у представителей разных родов семейства. Вставьте пропущенные слова в формулировку закона гомологических рядов в наследственной изменчивости:

«Виды и роды, генетически ………………………, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что зная ряд форм в пределах одного ……………………, можно предвидеть нахождение таких же форм у других …………………….. и …………………….. . Чем ………………………… роды и виды, тем …………………………. сходства в рядах их изменчивости».

Дополнительный материал к уроку

Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)

Название центра

Географическое положение

Окультуренные растения

Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии

Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, саговая пальма, хлебное дерево, лимон, апельсин, манго, джут и др. (50% культурных растений)

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива и др. (20% культурных растений)

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

Мягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы, дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех и др. (14% культурных растений)

Средиземноморский

Страны по берегам Средиземного моря

Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер, одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица, брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. (11% культурных растений)

Абиссинский

Эфиопское нагорье Африки

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина и др.

Центральноамериканский

Южная Мексика

Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др.

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья

Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, кокаиновый куст, садовая земляника и др.

 

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: селекция, семинары
Просмотров: 3273 | Загрузок: 161 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2019  Хостинг от uCoz