Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
В какое время суток вы наиболее работоспособны?
Всего ответов: 113

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Оплодотворение
[ (135.0 Kb) ] 18.05.2014, 20:34

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты.

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

Обоснование темы

            Тема «Оплодотворение» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 


Приложение 1.

Вопросы для фронтального опроса

1. Что такое гаметы?
2. Какие виды гамет вам известны?

3. Где образуются гаметы у человека и млекопитающих животных?

4. Расскажите о значении оболочек в яйцеклетке, акросомы и жгутика у сперматозоидов.

5. Что такое оплодотворение? 
6. Какие виды оплодотворения у животных вам известны? Приведите примеры.
7.Что происходит перед оплодотворением?

8.Что происходит при оплодотворении?

9.Что образуется в результате оплодотворения?

 

Сравнение   бесполого и полового размножения   по следующим характеристикам:

  1. Число особей, участвующих в размножении;

 Образуются ли гаметы? У какого способа отсутствует мейоз?

  1. На кого похожи потомки?
  2. Для каких организмов характерны?
  3. Где быстрее происходит увеличение численности?

      Индивидуальный опрос:

  1. Характеристика 1-го деления мейоза.
  2. Характеристика 2-го деления мейоза.
  3. Отличия мейоза от митоза.

Приложение 2

Карточка №1

Запишите номера вопросов, против них – правильные ответы.

  1. Когда начинается сперматогенез у человека?
  2. Когда начинается оогенез у человека?
  3. Какой набор хромосом в гаметах?
  4. Где располагаются митохондрии в сперматозоидах? Где располагаются центриоли?
  5. У каких организмов внешнее оплодотворение?

Карточка №2

Для каждого типа клеток (женских половых и мужских половых) выберите соответствующие характеристики:

1 – яйцеклетки;

2 – сперматозоиды;

3 – развиваются в яичниках;

4 – развиваются в семенниках;

5 – имеют шарообразную или овальную форму, неподвижны;

6 – богаты запасными веществами;

7 – имеют небольшие размеры, подвижны;

8 – утратили большую часть цитоплазмы;

9 – доставляют генетическую информацию;

10 – несут в себе наследственную информацию, готовы к оплодотворению.

Карточка №3

Последовательность процессов в клетке от момента ее возникновения до следующего деления или гибели называется …

Процесс образования яйцеклеток называется …

Яйцеклетка формируется в …, а сперматозоиды в …

Развитие половых клеток подразделяется на четыре периода: …, …, … и ….

Конъюгация хромосом происходит на стадии … мейоза.

При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три … ….

Для рыб характерен … способ оплодотворения.

В сперматозоиде человека содержится … хромосомы.

Карточка №4

Для каждого типа клеток (зигота, гамета) выберите соответствующие характеристики:

1 – имеет гаплоидный набор хромосом;

2 – образуется в результате мейоза;

3 – содержит наследственный материал двух особей;

4 – имеет диплоидный набор хромосом;

5 – половая клетка;

6 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой nc;

7 – образуется в результате оплодотворения;

8 – содержит наследственный материал от одной особи;

9 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой 2n2с;

10 – оплодотворенная яйцеклетка.

Карточка №5

Разнесите характеристики митоза и мейоза в две группы:

митоз мейоз

а) требует двух последовательных делений клетки;

б) дочерние клетки содержат такое же количество хромосом, как и материнская;

в) дочерние клетки содержат в 2 раза меньше хромосом, чем материнская клетка;

г) происходит в соматических клетках; обеспечивает рост организма или бесполое размножение;

д) обеспечивает образование половых клеток;

е) в течение этого процесса гомологичные хромосомы обмениваются участками (кроссинговер);

ж) обеспечивает половое размножение организмов.


Приложение 3

Заполнить таблицу

Строение половых клеток

 

Характеристики

Сперматозоид

Яйцеклетка

1. Размеры и подвижность

 

 

2. Особенности строения

 

 

3.Процент образования (кого больше)

 

 


Приложение 4

Закрепление:

Проводиться в форме теста:

1. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?

а. Бесполое размножение.

б. Половое размножение.

в. И бесполое, и половое размножение в равной степени.

г. Форма размножения не имеет никакого значения.

2. Укажите неверное суждение.

а. Партеногенез – особая форма бесполого размножения.

б. Партеногенез – особая форма полового размножения.

в. Партеногенетическое развитие известно у тлей, пчел, дафний.

г. Партеногенетическое развитие известно у одуванчиков.

3. Укажите неверное суждение.

а. Гермафродиты – организмы, у которых могут образовываться и мужские, и женские гаметы.

б. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом, зигота – диплоидный.

в. Б.Л. Астауров разработал способы направленного получения 100% особей одного пола.

г. Бактерии делятся путем митоза.

4. Укажите верное суждение.

а. Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов.

б. Гаметы и зигота имеют гаплоидный набор хромосом.

в. В половом размножении всегда принимают участие две особи.

г. Половое размножение увеличивает наследственную изменчивость потомков.

5. Размножение – это процесс:

а) увеличения числа клеток; 

б) воспроизведения себе подобных;

в) развития организмов в процессе эволюции;

г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.

6. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

а) происходит слияние мужской и женских гамет;

б) не образуется зигота;

в) образуется гаплоидная клетка:

г) развиваются гаметы.

7. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

а) быстрому росту численности вида;

б) возникновению изменений у особей вида;

в) появлению внешней изменчивости;

г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.

8. Обмен наследственной информацией происходит при:

а) почковании;

б) половом размножении;

в) митозе – непрямом делении клеток;

г) вегетативном размножении.

9. Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:

а) 23;

б) 92;

в) 46; 

г) 44.

10. Какова генетическая формула зиготы:

а). 1n4c.

б)  2n2c.

в). 2n4c.

г). 4n4c

Ключ:

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

буква

б

а

г

г

б

а

а

б

в

в

Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.

Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+»:

«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».


Приложение 5

План-задание для групповой работы.

1 группа. Сперматогенез

  1. Прочитайте текст параграфа.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Выпишите определения терминов в словарь (сперматогенез).
  4. Проверьте правильность определений в группе.
  5. Составьте схему «Сперматогенез».
  6. Назовите отличия сперматогенеза и овогенеза?
  7. Подготовьте докладчика.
  8. Сообщите о готовности группы.

2 группа. Овогенез.

  1. Прочитайте текст параграфа.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Выпишите определения терминов в словарь (овогенез).
  4. Проверьте правильность определений в группе.
  5. Составьте схему «Овогенез».
  6. Назовите отличия сперматогенеза и овогенеза?
  7. Подготовьте докладчика.
  8. Сообщите о готовности группы.

3 группа. Строение половых клеток

  1. Прочитайте текст параграфа.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Выпишите определения терминов в словарь (яйцеклетка, сперматозоид).
  4. Проверьте правильность определений в группе.
  5. Составьте схему-рисунок «Строение сперматозоида, яйцеклетки».
  6. Подготовьте докладчика.
  7. Сообщите о готовности группы.

4 группа. Оплодотворение у животных

1. Прочитайте текст параграфа.

  1. Выделите ключевые слова.
  2. Выпишите определения терминов в словарь (оплодотворение).
  3. Проверьте правильность определения в группе.
  4. Составьте схему «Оплодотворение у животных».
  5. Назовите этапы процесса оплодотворения.
  6. Назовите, каково биологическое значение оплодотворения.
  7. Подготовьте докладчика.
  8. Сообщите о готовности группы.

5 группа. Оплодотворение у растений

1.   Прочитайте текст параграфа.

  1. Выделите ключевые слова.
  2. Выпишите определения терминов в словарь (двойное оплодотворение).
  3. Проверьте правильность определений в группе.
  4. Составьте схему «Оплодотворение у растений».
  5. Назовите преимущества двойного оплодотворения
  6. Подготовьте докладчика.
  7. Сообщите о готовности группы.

Приложение  6

Работа с карточками у доски:

 

Запишите номера вопросов, против них – правильные ответы.

  1. Как называется бесполое размножение амебы?
  2. Как называется деление, при котором происходит множественное деление ядра и образуется несколько особей (у трипаносом, малярийного плазмодия)?
  3. Как осуществляется бесполое размножение папоротников и мхов?
  4. Как осуществляется бесполое размножение гидры, дрожжей?
  5. Как осуществляется бесполое размножение человека?
  6. Что характерно для генотипов дочерних особей по сравнению с материнской при бесполом размножении?
  7. Что характерно для генотипов дочерних особей по сравнению с родительскими при половом размножении?
  8. Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки?

 


Приложение 6

Самостоятельная работа  студентов с учебником, заполнение таблицы:

Сравниваемые признаки

 

Женские гаметы

Мужские гаметы

1. Форма и размеры

 

 

2. Особенности строения

 

 

3. Выполняемые функции

 

 


Приложение 7

Задания для закрепления и проверки знаний

Фронтальная беседа.

  1. Когда начинается сперматогенез у человека?
  2. Когда начинается оогенез у человека?
  3. Какие зоны различают в гонадах?
  4. Что образуется из ооцита после мейоза?
  5. Какой набор хромосом в гаметоцитах 2-го порядка после первого деления созревания?
  6. Какой набор хромосом в гаметах?
  7. Как называются оболочки яйцеклетки?
  8. Где располагаются митохондрии в сперматозоидах? Где располагаются центриоли?
  9. У каких организмов внешнее оплодотворение?
  10. Каковы размеры яйцеклетки?

Приложение 8

Диктант терминов «Размножение растений и животных»

1. Половые клетки, участвующие в размножении, называются … (Гаметы.)

2. Мужские гаметы называются … (Сперматозоиды.)

3. Женские гаметы называются … (Яйцеклетки.)

4. Процесс слияния половых клеток называют … (Оплодотворение.)

5. Животные, у которых одни особи производят только сперматозоиды, а другие яйцеклетки, называются … (Раздельнополые.)

6. Особи, способные производить в своем теле одновременно мужские и женские гаметы, называются … , или ... (Обоеполые, или гермафродиты.)

7. Способность зародыша развиваться из неоплодотворенной яйцеклетки называется … (Партеногенез.)

8. Оплодотворенная яйцеклетка называется ... (Зигота.)

9. Половые органы самцов – … (Семенники.)

10. Половые органы самок – … (Яичники.)

11. Для растений характерны два способа размножения – … и ... (Бесполое и половое.)

12. Образование новых особей из корня, побега называют … (Вегетативное размножение.)

13. Органом полового размножения растений является … (Цветок.)

14. Процесс, при котором пыльца попадает на рыльце пестика, называют … (Опыление.)

15. Спермии развиваются в … (Пыльцевых зернах.)

16. Первый спермий сливается с … , а второй спермий – с … (Яйцеклеткой; центральной клеткой.)

17. При слиянии спермия с яйцеклеткой образуется … (Зигота.)

18. При слиянии спермия с центральной клеткой образуется … (Эндосперм.)

19. Стенки завязи становятся стенками … (Плода.)

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: оплодотворение, семинары
Просмотров: 2971 | Загрузок: 137 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2019  Хостинг от uCoz