Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Нужен ли сайт педагогу?
Всего ответов: 78

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Изменчивость
[ (122.5 Kb) ] 18.05.2014, 20:08

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Онтогенез», «Наследование признаков».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

 

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

Обоснование темы

            Тема «Изменчивость» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Деление клетки», «Эмбриональное развитие», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

План занятия

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 



Приложение 1.

 

Вопросы для фронтального опроса


Приложение 2

Тестирование: 

Какие из приведенных примеров доказывают существование
модификационной изменчивости?


1. Рождение ребенка с шестью пальцами на одной руке.

2. Возникновение белоцветковой розы среди ярко - красных на одном кусте.

3. Появление в семействе тигров тигренка с белой шерстью и небольшим числом темных полос.

4. При содержании телят в холодном помещении шерстный покров стал более густым.

5. Зацвела срезанная и принесенная в комнату веточка вишни в марте.

6. Образовалось большое количество завязей плодов томата после подкормки этих растений микроудобрениями.

7. Увеличились надои молока у коров, переведенных из ко­ровника на летнее пастбище.

8. Среди длинноногих щенков дога появился один с очень короткими ножками.

9. У одного растения душистого табака из почки вырос не­обычной побег с красивыми полосатыми листьями.

10. Среди четырех щенков колли один не имел шерсти и зубы у него оказались недоразвитыми.

11. У сизого голубя родился птенец с оперенными ногами и перепонкой между пальцами.

12. При хорошем уходе у растений томата одного и того же сорта на одной грядке образовались очень крупные плоды, на другой при плохом уходе — мелкие.

13. При выращивании картофеля в затененном месте на приуса­дебном участке появились растения с очень высокими побегами.

14. Один из щенков овчарки, оттесняемый часто от миски с кормом своими братьями, начал отставать от них в росте и развитии.


Правильные ответы: 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14.


Взаимопроверка. Озвучивание примеров модификационной изменчивости.



Приложение 3

Тест по теме «Наследственная изменчивость человека».

Уровень А.

В предложенных заданиях выберите только один наиболее правильный ответ.

1. Изменчивость – это…

а) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;

в) свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других особей своего вида.

2. Набор половых хромосом у мужчины:

а)  ХУ;

б)  ХХ;

в)  ХО.

3. Признак, не сцепленный с полом

а) дальтонизм;

б) цвет волос;

в) гемофилия.

4. Фенотип – это совокупность…

а) всех генов организма;

б) признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии со средой обитания;

в) генов у особей данной популяции или вида.

5. Мутационная изменчивость связана:

а) с изменениями в хромосомах;

б) с изменениями в генах;

в) верны все ответы.

6. При изучении наследственной изменчивости человека не используют

а) биохимические методы;

б) гибридологический метод;

в) генеалогический метод.

7. Цитогенетический метод основан:

а) на изучении количества и структуры хромосом;

б) на изучении родословных;

в) на изучении особенностей обмена веществ.

8. Человек, относительно которого составляется родословная, называется

а)     индивид;

б)     пробанд;

в)     особь.

9. Для изучения модификационной изменчивости человека большую роль играет изучение

а)     идентичных близнецов;

б)     неидентичных близнецов;

в)     сиамских близнецов.

10. Носителями рецессивного гена заболевания, сцепленного с полом (но не болеющие им) чаще всего бывают

а)     мужчины;

б)     женщины;

в)     и мужчины, и женщины.

 

Уровень В.

1. Вставьте в предложения недостающую информацию

Набор хромосом человека состоит из _______________ пар.

Причиной синдрома Дауна является присутствие _________________ хромосомы.

Человек с кариотипом ХО болен синдромом _______________________

2. Выберите все правильные ответы из предложенных вариантов:

Сцепленными с полом признаками человека являются

а) альбинизм;

б) курчавость волос;

в) дальтонизм;

г) полидактилия;

д) гемофилия.

Гибридологический метод не используется в генетике человека по причинам:

а) его неэффективности;

б) в связи с малым числом потомков;

в) по этическим соображениям;

г) в связи с редкой сменой поколений.

 

Уровень С.

 

Решите задачу:

Пробанд – нормальная женщина – имеет пять сестер, две из которых идентичные близнецы, две – неидентичные близнецы. Все сестры имеют шесть пальцев на руке. Мать пробанда нормальна, а отец – шестипалый. Со стороны матери все предки нормальны. У отца два брата и 4 сестры – все нормально пятипалые. Бабка по линии отца шестипалая. У нее было две шестипалые сестры и одна пятипалая. Дед по линии отца и все его родственники нормально пятипалые.

Составьте схему родословной. Определите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, что она выйдет замуж за нормального мужчину.

  1. Ответы:

 Уровни

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

(по 1баллу)

в

а

б

б

в

б

а

б

а

б

В

(по 2 балла)

I

II

1

2

3

1

2

23

лишней 21

Шерешевского - Тернера

в, д

б, в, г

С

(4 балла)

По одному баллу за каждый критерий:

1.  Верно составлена схема родословной

2.  Верно определен характер наследования признака

3.  Верно определены генотипы

4. Дан четкий ответ на поставленный вопрос

 

Показатели структурного анализа результатов.

 

Показатели

В каких заданиях проверялись

уровень

номер задания

Знания:

1) терминов

А

1, 4, 8

В

I - 3

2) характера наследования признаков и наследственных заболеваний человека

А

2, 3, 10

В

I – 1, I – 2, II – 1

3) особенностей методов изучения наследственной изменчивости человека

А

6, 7, 9

В

II – 2

4) причины появления наследственной изменчивости человека

А

5

Умения:

1) решать тестовые задания с выбором одного ответа

А

все

2) решать тестовые задания с выбором нескольких ответов

В

II

3) решать тестовые задания открытого типа

В

I

4) характеризовать методы изучения наследственной изменчивости человека

В

II - 2

5) а.  составлять родословную

С

5) б. определять характер наследования признака

5) в. определять генотип действующих лиц

5) г. определять вероятность наследования признака

 

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: изменчивость, семинары
Просмотров: 2309 | Загрузок: 99 | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2019  Хостинг от uCoz