Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Нужен ли сайт педагогу?
Всего ответов: 88

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Факторы эволюции
[ (118.0 Kb) ] 18.05.2014, 19:33

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

 

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Формы размножения организмов», «Изменчивость», «Селекция».

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

 

Обоснование темы

            Тема «Факторы эволюции» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

 

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 


Приложение 1.

Вопросы для фронтального опроса

 


 

Приложение 2

  1. Внимательно прочитайте задание:

Перечислите различные воззрения на органический мир и заслуги ученых- биологов.

Определите:

а) Какие из перечисленных взглядов и заслуг относятся к Линнею?

б) Что из перечисленного относится к Ламарку?

в) Что из перечисленного относится к Дарвину?

  1. Виды произошли путем эволюции от ранее живущих видов.
  2. Виды созданы творцом.
  3. Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет
  4. Виды не постоянны, медленно изменяются, эволюционируют.
  5. Многообразие и сходство – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.
  6. Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, сходство видов – результат их родства.
  7. Приспособления (целесообразность) организмов даны им творцом.
  8. Приспособления (целесообразность) организмов – результат эволюции.
  9. Приспособления (целесообразность) организмов результат эволюции путем естественного отбора.
  10. Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор.
  11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию.
  12. Организмы обладают только наследственностью.
  13. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
  14. Изменчивость организмов (появление у них новых признаков) – результат внешней среды, внутреннего стремления к прогрессу, упражнения или не упражнения органов.
  15. Изменчивость – результат влияния только среды.
  16. Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет.
  17. Организмы обладают изначальной способностью изменятся только целесообразно (любое изменение только полезно для вида).
  18. Изначальной способностью изменятся только целесообразно организмы не обладают.
  19. Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость.
  20. Материалом в процессе эволюции служит любая изменчивость.
  21. В природе причиной естественного отбора является борьба за существование.
  22. Впервые разработал искусственную систематику организмов.
  23. Ввел принцип двойного названия видов.
  24. Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке.
  25. Признавал «закон» наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или неупражнения органов.
  26. такого «закона» не признавал, не всякий признак наследуется.
  27. По своему мировоззрению метафизик и идеалист.
  28. Впервые выступил с критикой метафизических идей в биологии.
  29. Материалист, опровергал метафизические и идеалистические воззрения на виды.
  30. Впервые создал эволюционную теорию.
  31. Впервые создал научную теорию эволюции органического мира.
  32. Открыл естественные законы живой природы, впервые поставил биологию на научную почву.

Приложение 3

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ.

  1. В конце 18 века в биологии сложилась конфликтная ситуация, суть которой можно представить так «вид без эволюции» или «эволюция без вида». Опираясь на взгляды Ж. Б. Ламарка и К. Линнея, докажите кто был прав?
  2. В процессе эволюции важно не бесконечное продолжение жизни индивида, а дальнейшее сохранение вида в целом. Как вы думаете почему?
  3. Известен такой исторический случай. Фермеры пришли к Дарвину за советом, как повысить урожайность семян клевера. Великий естествоиспытатель ответил: «Разведите как можно больше кошек». Но причем здесь кошки?
  4. Действие естественного отбора временами сравнимо с трудом скульптора, который отсекает от каменной глыбы все лишнее, получая совершенное произведение – скульптуру. Правдоподобно ли подобное рассуждение?
  5. Естественный отбор, действуя дивергентно, в окончательном результате может при наличии изоляции привести к образованию новых видов. Как вы думаете, заканчивается ли после этого  процесс дивергенции?

Приложение 4

Заполните таблицу, отражающую формы борьбы за существование.

 

 

Формы борьбы

 

Примеры из царства животных

 

Примеры из царства растений

  1. Внутривидовая

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

  1. Межвидовая

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

3. Борьба с неблагоприятными условиями.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

    


Приложение 5

Заполните таблицу, отражающую форму отбора. Приведите примеры.

 

 

Показатели

 

Искусственный отбор

Естественный отбор

1. Исходный материал для отбора.

_____________________

_____________________

_____________________
_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

2. Отбирающий фактор.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

3. Результат отбора.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

4. Формы отбора.

______________________

______________________

______________________

______________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________


Приложение 6

Выполните задание. Допишите текст. Приведите примеры.

Вид -

Популяция –

Заполните таблицу:

 

Критерии вида

 

Определение

Пример

Морфологический

 

 

 

Генетический

 

 

 

Физиологический

 

 

 

Географический

 

 

 

Экологический

 

 

 


 

Приложение 7

Перечислите ряд явлений органическим мире:

 

В – вид

Во – популяционные волны

Вз – возникновение нового вида

Д – дивергенция

Е – естественный отбор

И – искусственный отбор

Из – изоляция

Ма – макроэволюция

Ми – микроэволюция

Мн – многообразие видов

Му - мутации

Н – нескрещивание с другими

популяциями, подвидами

О - относительная

приспособленность

Ос - особь

П - популяция

Пд - подвид

У – усложнение, повышение организации живых существ.

Ответьте на вопросы, используя перечисленные выше явления:

 

1. Как называется эволюционный процесс в нутрии вида?

 

2. Что из перечисленного относится к элементарным эволюционным фактором в микроэволюции?

 

3. Что из перечисленного  является единственным направляющим эволюционным фактором в микроэволюции?

 

4. Какой элементарный фактор является источником нового эволюционного материала для эволюции?

 

5. Каким элементарным фактором вызывается случайное и резкое увеличение или уменьшение концентрации генов в популяции?

 

6.Как называется резкое колебание численности особей в популяции?

 

7. Как называется возникновение преград, воспрепятствующих свободному скрещиванию и смешению популяций одного вида?

 

8. Как называется случайное возникновение в популяции у какой – либо особи нового признака в результате изменения гена (ДНК)?

 

9. К какому фактору микроэволюции относится нашествие саранчи в некоторые годы?

 

10. к какому фактору эволюции относится случайная гибель зверей в районе обширного длительного наводнения?

 

11. Как называется эволюционный процесс возникновения нового подвида и далее нового вида популяции?

 

12. В какой группе организмов начинается микроэволюция?

 

13. Чем завершается микроэволюция?

 

14. Что является главным признаком возникновения нового вида?

 

15. В чем заключается результат естественного отбора?

 

16. Какая форма существования организмов дает начало микроэволюции?

 

 

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: Факторы эволюции, семинары
Просмотров: 6985 | Загрузок: 360 | Рейтинг: 4.8/16
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2024  Хостинг от uCoz