Практическая работа №8.
«Неорганическая химия в современном мире».
Цель: выяснить роль неорганической химии в развитии медицины
Задачи практического занятия:
1. Закрепить теоретические знания о роли неорганической химии в развитии медицины
2. Выполнить практические задачи.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен знать:
- химические свойства неметаллов;
- химические свойства металлов.
Обучающийся должен уметь:
- составлять управления химических реакций с участием основных классов неорганических соединений;
- называть продукты реакции;
- вычислять массу исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, периодическая система химических элементов.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2014
2. Адрес публикации: https://www.prodlenka.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
- Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
- Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
- Химия тесно взаимосвязана с медициной и повседневной жизнью человека.
- Лекарственные препараты - сильнодействующие средства, ими надо пользоваться осторожно. До сих пор актуально утверждение Парацельса об огромной важности применения количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничего не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством»
- Помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!
- Знания, полученные на уроке по технике безопасности обязательно использовать в повседневной жизни!
- Нельзя лекарственные препараты употреблять после истечения срока хранения.
- Здоровье – это основное богатство человека.
Решение задач.
Расчеты по химическим формулам.
Задача 1.
|
1. При отравлениях лекарственными препаратами или ядовитыми растениями следует промыть желудок 0,1 % раствором перманганатом калия.
Выполните расчеты для приготовления раствора массой 100 г.
|
|
Задача 2.
Оксид углерода(II) или угарный газ, — опасный загрязнитель атмосферы. Соединяясь с гемоглобином крови, он препятствует переносу кислорода, вызывает болезни сердечно - сосудистой системы, снижает активность работы мозга. Из-за неполного сжигания топлива на Земле ежегодно образуется 5* 10 т этого вещества. Определите, какой объем (при н.у.) займет угарный газ, образующийся на Земле по указанной причине.
Задача 3.
Назовите кислоту, которая всегда находится в желудке здорового человека и которую при недостатке употребляют как лекарство.
Задание №4
Одна из фирм наполняет мелкие игрушки для детей сульфатом бария. Зачем?
Задача 5.
Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого?
Задача 6.
Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной соли. Ее нагревают на сковородке или в духовке, насыпают в мешочек и прикладывают на больное место. Какие свойства поваренной соли используются?
Задача 7.
Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок?
Информация-подсказка. Ежедневный прием небольших доз соединений йода помогает избавиться от зоба. Морские губки, морская капуста богаты йодом. Поэтому в Китае и Японии больных зобом издавна лечат золой морских губок.
Задание. Вычислите, сколько граммов морской капусты необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность (800 мг) организма в йоде. В 100 г морской капусты содержание йода составляет 250 мг.
Задача 8.
Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60о и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила 5 минут, охладила до 60о и только после этого начала стирку.
Вопрос: У кого белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить?
Задача 9.
Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?
Информация-подсказка. Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.
Задание. Напишите формулы солей натрия.
Задача 10.
Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?
Информация-подсказка. Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида натрия.
Задача 11.
Почему в Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга?
Информация-подсказка. Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида калия, хлорида натрия.
Задача 12.
Почему китайцы используют крапиву в качестве “кровоочистительного” средства?
Информация-подсказка. Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.
Задание. Вычислите относительную молекулярную массу гема.
Задача 13.
Почему вьетнамцы едят землю?
Информация-подсказка. Специально “копченые” куски земли в качестве “лакомства” продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама. В образцах земли химическим анализом обнаружено много железа и марганца.
Задание. Составьте электронную формулу атома железа.
Задача 14.
Почему у жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян?
Информация-подсказка. Врачи связывают это с содержанием в организме магния, т.к. известно, что внутривенные и внутримышечные вливания растворов солей магния снимают спазмы и судороги. В организм человека магний поступает с овощами и фруктами. Особенно богаты им абрикосы, персики и цветная капуста.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида магния.
Задача 15.
Почему для индийцев река Ганг священна?
Информация-подсказка. Туристы, приехавшие в Индию, обязаны искупаться в водах “священного Ганга”. На берегах Ганга омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционного заболевания. Это связано с тем, что в устье реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра. Поэтому в воде Ганга находятся ионы серебра, обладающие бактерицидным действием.
Задание. Составьте электронную формулу иона серебра Ag+, обладающего бактерицидным действием.
Задача 16.
В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?
Задача 17.
Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950 г/мл?
Вопросы:
1. Какую формулу имеет кристаллический иод?
2. Что значит «приготовить раствор»?
3. Сделайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовления раствора.
Задача 18.
Сделайте выводы по работе
|