Практическая работа №22.
«Концентрация растворов».
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Титр раствора. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на расчет концентраций загрязняющих веществ и их сравнение с предельно допустимыми концентрациями (ПДК)
Цель: Решение практико-ориентированных расчетных заданий на приготовление растворов определенной концентрации.
Задачи практического занятия:
1. Закрепить практические знания о приготовлении растворов заданной (молярной) концентрации.
2. Выполнить расчетные задачи.
Оборудование: тетрадь для практических занятий, карандаш, линейка, стакан объемом 50 мл, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы, стеклянная лопаточка, мерный цилиндр, соли, холодная кипяченая вода.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2014
2. Адрес публикации: https://studfile.net/preview/6181079/page:8/
3. Адрес публикации: https://chem-ege.sdamgia.ru/test?theme=144
4. Адрес публикации: https://poznayka.org/s65104t1.html
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
2. Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Ход работы:
Краткие теоретические сведения:
Растворы готовят в специальной мерной посуде: мерных колбах, мерных цилиндрах, градуированных стаканах.
С помощью технических или аналитических весов (в зависимости от заданной точности приготовления) отвешивают расчетное количество твердого вещества, переносят в мерную посуду, растворяют в небольшом количестве воды и доливают дистиллированную воду до отметки заданного объема (доводят до метки). Растворы можно готовить также разбавлением более концентрированных растворов.
А) Приготовление 1%-ного раствора хлорида натрия. Рассчитать необходимую массу поваренной соли (NaCl) и объем воды для приготовления 50 мл 1 % раствора.
Для расчетов принять плотность воды и плотность раствора ρ=1 г/см3 и воспользоваться формулами
m р-ра = ρ р-ра ∙ Vр-ра
m в-ва = ω в−ва ∙ m р-ра ∙ 100%
ω = (m р.в./m р-ра) × 100%
m р-ра = m в−ва + m воды
Б) Приготовление 0,1 М раствора хлорида натрия. Рассчитать необходимую массу поваренной соли (NaCl) для приготовления 100 мл 0,1 М раствора.
Для расчетов воспользоваться формула
1. Взвесить на технических весах в химическом стакане рассчитанное количество соли
2. Перенести соль в мерную колбу на 100 мл.
3. Налить в колбу около 50 мл воды и растворить в ней соль.
4. Довести уровень жидкость в колбе до метки и перемешать раствор.
Решить задачи:
Задача 1. Перманганатом калия можно лечить змеиные укусы, если нет специальной сыворотки. Тогда точно по месту укуса делают инъекцию 0,5 -1мл 1%-ого раствора КМnO4. Рассчитайте массу перманганата калия и объём воды, которые требуются для приготовления 75 г 1%-ого раствора КМnO4.
Задача 2. Ещё в 1845г. немецкий врач Бульрих обнаружил, что питьевая сода устраняет изжогу – чувство жжения в нижней части пищевода при повышенной кислотности желудочного сока. Рассчитайте массу питьевой соды – гидрокарбоната натрия NaHCO3 и объём воды, которые требуются для приготовления 205 г 2,4%-ого раствора NaHCO3.
Задача 3. При наружном применении питьевая сода нейтрализует действие кислот, попавших на кожу (при укусах муравьёв или ожогах крапивой). Рассчитайте массу питьевой соды – гидрокарбоната натрия NaHCO3 и объём воды, которые требуются для приготовления 50 г 2%-ого раствора NaHCO3.
Задача 4. При отравлении ляписом (нитратом серебра) желудок промывают 2%-м раствором поваренной соли (хлорида натрия). Рассчитайте массу поваренной соли NaCl и объём воды, которые требуются для приготовления 200 г 2% раствора.
Задача 5. Для промывания ран применяют 0,1-0,5%-е розовые растворы перманганата калия КМnO4 (марганцовки).
Рассчитайте массу перманганата калия и объём воды, которые требуются для приготовления 100г 0,5%-ого раствора КМnO4.
Задача 6. Нашатырь или хлорид аммония - NH4CL применяют как мочегонное средство.
Рассчитайте массу соли NH4CL и объём воды, которые требуются для приготовления 100 г 1% раствора.
Сделайте вывод о способах выражения концентрации растворов и использовании подобных выражений концентрации в медицине.
|