Лабораторная работа №5
«Исследование дисперсных систем».
Цель: получить дисперсные системы и исследовать их свойства, научиться готовить суспензию и эмульсию; решать задачи на определение массовой доли компонентов смеси и примесей.
Задачи: Закрепить практические знания о свойствах дисперсных систем разных видов: суспензии, эмульсии, коллоидного раствора. Сравнение свойств истинных и коллоидных растворов, выявление основных различий между ними.
Оборудование: тетрадь для практических занятий, карандаш, линейка, стакан объемом 50 мл, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы, стеклянная лопаточка, мерный цилиндр, соли, холодная кипяченая вода, карбонат кальция, масло, вода, химический стакан, стеклянные палочки, мука, желатин, фонарик.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2024
2. Адрес публикации: https://studfile.net/preview/6181079/page:8/
3. Адрес публикации: https://chem-ege.sdamgia.ru/test?theme=144
4. Адрес публикации: https://poznayka.org/s65104t1.html
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
2. Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
ХОД РАБОТЫ
Теоретические сведения
Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные (растворы) и гетерогенные (дисперсные) системы.
Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество - дисперсная фаза (их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого - дисперсионной среде.
Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы:
- грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это эмульсии, суспензии, аэрозоли.
- тонкодисперсные - с размерами частиц от 100 до 1 нм. Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это золи (коллоидные растворы "клееподобные") и гели (студни).
Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.
При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции. Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель.
Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса. Посмотрите учебный фильм «Дисперсные системы» используя ссылку https://rutube.ru/video/96df61166a901d95d0efa73dccec5ab0/
Контрольные задания
Решите тест (для самопроверки)
1. Дисперсная система это:
а) гомогенная система б) гетерогенная система в) верно а и б
2. Туману соответствует дисперсная система: а) ж/г б) ж/ж в) г/ж
3. Нефти соответствует дисперсная система: а) ж/г б) ж/ж в) г/ж
4. Зубной пасте соответствует дисперсная система: а) т/г б) т/т в) т/ж
5. Сплавам соответствует дисперсная система: а) ж/г б) т/т в) г/ж
6. Из перечня выберите лишнее слово и подчеркните его: гель, суспензия, золь
7. Из перечня выберите лишнее слово и подчеркните его: золь, суспензия, аэрозоль
8. Что объединяет данные слова: мармелад, зефир, холодец
Ответ запишите в виде одного слова__________________________
9. Что объединяет данные слова: молоко, нефть, подсолнечное масло в воде.
Ответ запишите в виде одного слова__________________________
10. Что объединяет данные слова: лак для волос, дезодорант, пылевое облако.
Ответ запишите в виде одного слова__________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Начертите таблицу для оформления опытов.
|
Название опыта
|
Наблюдения
|
Выводы
|
|
|
|
|
Задание 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде и изучение ее свойств.
В стеклянную пробирку влить 4-5 мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и энергично встряхнуть пробирку несколько раз для равномерного распределения частиц мела по всему объёму жидкости. Поставьте пробирку в штатив и наблюдайте за изменениями в полученной суспензии.
Какие системы называют суспензиями?
Что является в данной суспензии дисперсионной средой, а что – дисперсной фазой?
От чего зависит устойчивость суспензии?
Запишите ответы на вопросы и вывод. В наблюдениях отметьте внешний вид и видимость частиц, способность осаждаться и способность к коагуляции.
Ссылка для просмотра видео опыта https://rutube.ru/video/3c1462abeed43f4950b2261c008f48b2/
Задание 2. Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств.
В стеклянную пробирку влить 4-5 мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз. В наблюдениях отметьте внешний вид и видимость частиц, способность осаждаться и способность к коагуляции.
Ссылка для просмотра видео опыта https://rutube.ru/video/9abb991f80f5cc7534697c4f96bf64c9/
Задание 3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств.
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. В наблюдениях отметьте внешний вид и видимость частиц, способность осаждаться и способность к коагуляции. Наблюдается ли эффект Тиндаля?
Ссылка и qr-код для просмотра видео опыта https://rutube.ru/video/e603d7b05a1b9a85abc838d3a34ff91d/
Задание 4. Сделайте общий вывод
|