Лабораторная работа №11.
«Исследование химического состава проб воды».
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа «Очистка воды от загрязнений». Использование методов фильтрования и адсорбции для отделения загрязнений в исследуемой пробе воды. Выбор метода очистки в зависимости от вида загрязнения. Сравнение эффективности различных методов очистки воды в разных условиях (в лаборатории, в домашних и полевых условиях).
Цель работы состоит в рассмотрении методов очистки веществ фильтрованием и дистилляцией.
Задачи практического занятия:
- Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
- Закрепить практические навыки.
Оборудование: линейка, цветные карандаши.
Обеспеченность занятия:
- Учебно-методическая литература:
- Габриелян О.С. и др. Естествознание. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
- multiurok.ru
- Справочная литература:
- Периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева.
- Тетрадь для практических и контрольных работ.
- Калькулятор.
- Ручка.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
- Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
- Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Описание работы.
При выполнении работы учащиеся знакомятся с методами очистки веществ фильтрованием и дистилляцией.
Экспериментальная часть
Опыт 1. Приготовление и разделение смеси жидкого и нерастворимого твердого вещества.
Разотрите в фарфоровой ступке несколько кусочков мела. Полученный порошок поместите в химический стакан на 100 мл. Прилейте к порошку 50 мл воды (можно водопроводной). Для измерения объема воды используйте мерный цилиндр. Стеклянной палочкой с резиновым наконечником размешайте приготовленную водную суспензию порошка мела в стакане и сразу же приступите к разделению смеси. Для разделения суспензии мела в воде можно использовать следующие методы:
а) фильтрование через бумажный фильтр,
б) фильтрование под вакуумом,
в) центрифугирование.
а) Фильтрование через бумажный фильтр (гладкий или складчатый). Для проведения фильтрования стеклянную воронку укрепляют на кольце штатива (рис.1). В воронку помещают бумажный фильтр и смачивают его водой. Фильтруемую жидкость (часть приготовленной суспензии) аккуратно вливают по стеклянной палочке в воронку с фильтром. Воронку следует устанавливать таким образом, чтобы конец ее касался стенки сосуда для сборки фильтрата.
Задание. Нарисуйте схему и назовите оборудование, использованное для фильтрования через бумажный фильтр.
Опыт 2. Очистка воды дистилляцией.
Собрали установку для перегонки воды, схема которой приведена на рисунке 1. Наполнили колбу Вюрца на 1/3 водопроводной водой. Подключили холодную воду от водопровода к холодильнику. Нагревали воду в колбе Вюрца до кипения. Отбросили первые порции дистиллированной воды. Собрали 20 мл дистиллированной воды в коническую колбу. Мерной пипеткой отобрали пробу воды и нанесли на предметное стекло. Провели выпаривание на стекле дистиллированной воды и обычной водопроводной воды. Обнаружили, что при выпаривании водопроводной воды остается сухой остаток
Рис.3. Прибор для перегонки: 1 - колба Вюрца с очищаемой водой;
2 - термометр;3 - холодильник Либиха;4 - приемник для перегнанной жид-
кости.
(белый налет), указывающий на наличие примесей в ней. При выпаривании дистиллированной воды никакого остатка не образуется.
Вывод:
Опыт 3.
Очистка загрязнённой поваренной соли
Задание 4. Сделать вывод
|