Практическое занятие №9
Хромосомные болезни.
Цели занятия:
1. Раскладка и изучение аномальных кариотипов по фотографиям метафазной пластинки.
2. Изучение кариотипов и фотографий больных с синдромом Дауна, синдромом Эдвардса, синдромом Патау.
3. Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных.
В результате изучения темы обучающийся должен:
иметь практический опыт:
-определять наследственные патологии по кариотипу и делать прогноз наследственных патологий.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. ОК 2. ОК З. ОК 4 ОК 5. ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 2.2.
Методическое оснащение занятия:
Методическая разработка практического занятия, фотографии метафазных пластинок, приложения, задания для самостоятельной работы.
Литература для подготовки:
Основные источники:
1. Е.К. Хандогина, И.Д.Терехова Генетика человека с основами медицинской генетики – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2023
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Выполнение схем, иллюстрирующих механизмы возникновения хромосомных болезней, и сделайте вывод:
а) Нерасхождение 21-ой хромосомы в мейозе у женщины.
|
P
|
♀ 21, 21
|
P ♂ 21, 21
|
|
g
|
|
|
|
F1
|
|
|
б) Нерасхождение половых хромосом в мейозе у мужчины.
в) Образование зиготы с транслокационным вариантом синдрома Дауна при носительстве транслокации у женщины.
|
P
|
♀ 21/13, 21, 13
|
♂ 21, 21, 13, 13
|
|
g
|
|
|
|
F1
|
|
|
Задание 2. Ответьте на вопросы:
а) Из-за элиминации одной хромосомы в мейоз вступает клетка типа 44А+Х. Какие клетки получатся в результате мейоза?
б) Какие типы гамет могут образоваться при нерасхождении в анафазе I мейоза 13-ой пары хромосом у мужчины; в анафазе II мейоза хроматид 18-ой хромосомы у женщины?
в) Какие зиготы могут образоваться при оплодотворении, если у мужчины мейоз протекал нормально, а у женщины произошло нерасхождение половых хромосом в мейозе?
Задание 3. Отметьте знаком «+» соответствующие незаполненные колонки таблицы
Таблица 1. Численные и структурные аномалии хромосом человека
|
Кариотип
|
Мозаицизм
|
Трисомия
|
Структурная
перестройка
хромосом
|
Триплоидия
|
|
69, XXX
|
|
|
|
|
|
47, XXX
|
|
|
|
|
|
46, XX/47,
XX, +21
|
|
|
|
|
|
45, XX, rob
(15; 21)
|
|
|
|
|
|
46, X, r (X)
|
|
|
|
|
|
46, XY,t (8;15)
|
|
|
|
|
Задание 4. Заполните по образцу таблицу
Наследственные болезни
|
Хромосомные болезни
|
Примеры
|
Кариотип
|
|
1. Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом
|
- Синдром Шерешевского-Тернера;
-
-
-
|
45 Х0
|
|
2. Синдромы с числовыми аномалиями аутохромосом
|
-
-
-
|
|
|
3. Синдромы со структурными аномалиями хромосом
|
-
-
-
|
|
Задание № 5.
Инструктаж: Решите ситуационные задачи. Ответы на вопросы запишите в правом столбце таблицы.
Задача 1.
Девочка, 15 лет. Родилась от первых срочных родов с массой тела 2700г, длиной тела - 47см. Роды протекали без особенностей. При первом осмотре выявлено: короткая шея, низкое расположение ушных раковин, лимфатический отек кистей и стоп. К груди приложена на 2-е сутки. На грудном вскармливании до года. В психомоторном развитии не отставала.
При настоящем осмотре выявлено: низкорослость (масса тела 46 кг, длина тела 130 см).
Антимонголоидный разрез глазных щелей, низкое расположение ушных раковин.
Короткая шея с крыловидной складкой кожи, низкий рост волос на шее, клинодактилия.
Контактная, на несложные вопросы отвечает коротко (да, нет) и адекватно. Данные лабораторных исследований без отклонений от нормы. Тельце Барра в буккальном эпителии отсутствует.
Вопросы:
|
Какой диагноз можно поставить?
|
|
|
Какой кариотип можно ожидать?
|
|
|
Какие признаки являются решающими в постановке диагноза?
|
|
|
Какой прогноз в плане деторождения вы дадите этой больной
|
|
Задача 2. Мальчик от матери 45 лет, незначительно недоношенный, вес ниже нормы. У ребенка малые размеры черепа, глазные щели узкие, лоб скошен, низко расположенные и деформированные ушные раковины, запавшая переносица, двусторонняя расщелина неба и верхней губы в сочетании с полидактилией. Тяжелые и многочисленные аномалии внутренних органов.
Вопросы:
|
Какой диагноз можно поставить?
|
|
|
Какой кариотип можно ожидать?
|
|
|
Какие признаки являются решающими в постановке диагноза?
|
|
|
Какой прогноз в плане деторождения вы дадите этой больной
|
|
Задача 3.
Мальчик 14 лет. От первых срочных родов с массой тела 2500 г., длиной тела - 48 см, окружностью головы - 33см. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Матери 37 лет. При первом осмотре отмечалось: гипертелоризм, уплощение спинки носа, клинодактилия.
Держит голову с 1,5 месяцев, сидит с 6 месяцев, ходит с года. При осмотре: высокий рост
сходящееся косоглазие, женский тип телосложения (преобладает подкожно-жировой слой на бедрах, груди, нижней части живота), гинекомастия, слабое оволосение лица, подмышечных впадин и лобка, яички уменьшены. Общий анализ крови и мочи без патологии.
Вопросы:
|
Какой диагноз можно поставить?
|
|
|
Какой кариотип можно ожидать?
|
|
|
Какие признаки являются решающими в постановке диагноза?
|
|
|
Какой прогноз продолжительности жизни вы дадите?
|
|
Задача 4.
Больная С-ко, 27 лет, направлена в МГК, по поводу бесплодия в 5-летнем браке. Выяснено, что у женщины никогда не было менструации. Обследование показало: рост 42 см, вес 50 кг, короткая шея с боковыми складками. На лице много пигментированных родинок. Молочные железы недоразвиты, соски втянуты. Скудный рост волос на лобке и подмышками. При гинекологическом обследовании выявлено недоразвитие матки и яичников. Тельце Барра в буккальном эпителии отсутствует. Интеллект не нарушен. В родословной случаев бесплодия и низкорослости не было.
Вопросы:
|
Какой диагноз можно поставить?
|
|
|
Какой кариотип можно ожидать?
|
|
|
Какие признаки являются решающими в постановке диагноза?
|
|
|
Какой прогноз в плане деторождения вы дадите этой больной
|
|
Задача 5. В молодой семье родился мальчик, плач которого напоминает кошачье мяуканье. При обращении в медико-генетическую консультацию у ребенка обнаружили лунообразное лицо, мышечную гипотонию, микроцефалию, антимонголоидный разрез глаз, косоглазие, низко расположенные деформированные ушные раковины, задержку психического развития.
Вопросы:
|
Какой диагноз можно поставить?
|
|
|
Какой кариотип можно ожидать?
|
|
|
Какие признаки являются решающими в постановке диагноза?
|
|
|
Какие методы пренатальной диагностики следует применить для выявления заболевания?
|
|
Задание № 6. Нарисуйте кариотипы здоровых мужчины и женщины (По выбору)
Задача 1. Нарисуйте кариотипы людей с числовыми аномалиями половых хромосом:
- Синдром Шерешевского-Тернера
- Синдром Клайнфельтера
- Синдром трисомии – Х
Задача 2. Нарисуйте кариотипы людей с числовыми аномалиями аутосом:
- Синдром Дауна
- Синдром Патау
Задание № 7. Сделайте вывод
|