Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Будет ли конец света?
Всего ответов: 188

 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Биология / Практика

Практическое занятие №4.  «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов»
[ (878.9 Kb) ] 01.10.2025, 10:07

Практическое занятие №4. 

Тема: «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов»


 

Цель занятия:

1. Знать роль липидов и жиров в организме человека.

2. Уметь объяснять значение в жизни организма человека липидов и жиров.

 

Задачи практического занятия:

1. Закрепить теоретические знания о свойствах липидов

2. Выполнить расчетные задачи.

 

Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Образовательная цель: формирование знаний о роли витаминов в организме человека.

Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать структурировать материал в графические схемы.

 

Рекомендуемые информационные материалы:

1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

 

Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Гигиена и экология человека, Физиологическое акушерство, Педиатрия, Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, Патологическое акушерство.

Внутрипредметные связи: Закономерности наследования признаков, Наследственность и патология, Медико-генетическое консультирование.

 

Освоены следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Количество часов: 2 часа

 

Критерии оценки:

1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.

4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий,  выполняет неверно, допускает грубые ошибки.

 

                                                      ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

 Задание 1. Изучите теоретический материал.

1. Сделайте опорный конспект материала.

2. Рассмотрите рисунки и схемы и зарисуйте их в тетради для практических занятий.

 

Определение

Липиды — сборная (разнородная) группа биологических соединений, растворимых в органических растворителях и нерастворимых в воде.

Таким образом, липиды — это гидрофобные соединения. В  эту группу входят вещества, достаточно сильно различающиеся по химическим свойствам. Мы рассмотрим три группы этих веществ: триглицериды, фосфолипиды  и стероиды.

 

В составе многих липидов встречаются длинные гидрофобные цепи углеводородной структуры, например  СН2-СН2-СН2-. Прежде всего, такие цепи входят в состав молекул жирных кислот. Молекулы жирных кислот представляют собой такую длинную, как правило, неразветвленную цепь, на конце которой имеется карбоксильная группа - СООН, которая может диссоциировать на  Н+ и СОО-— отрицательно заряженный анион кислоты. Поскольку атомы углерода и водорода не сильно различаются по степени электроотрицательности, то ковалентная связь, которую образуют между собой атомы углерода и водорода, является неполярной, то есть валентные электроны распределены между двумя этими атомами равномерно. Именно поэтому длинные углеводородные цепи являются гидрофобными.

Липоиды — жироподобные вещества (см. схему 1). Как гидрофобные соединения, липоиды нормализуют работу клеточных мембран. Они входят в состав всех клеток и тканей. Особенно много их в желтке яиц, в мозговой и нервной ткани, эритроцитах, коре надпочечников, сперматозоидах и т. д.

Липопротеины — соединения липидов с белками.

Воски — один из классов липидов; сложные эфиры высших жирных кислот и одноатомных высокомолекулярных спиртов (т. е. спиртов, имеющих длинный углеродный скелет и одну —ОН группу).

Сфинголипиды — липиды, в построении которых участвует спирт сфингозин. (Он содержит две —ОН группы, одну аминогруппу —NH2 и длинный углеводородный хвост.)

Некоторые сфинголипиды содержат остаток фосфорной кислоты и поэтому могут быть отнесены к классу фосфолипидов.

Фосфолипиды — липиды, имеющие в своем составе остаток фосфорной кислоты.

Наиболее распространены фосфолипиды — производные жиров, хотя и встречаются фосфолипиды — производные других спиртов.

Гликолипиды — соединения липидов с углеводами

 

 

Триглицериды (жиры)

 

Наиболее простыми липидами (жирами) являются эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот, которые называются триацилглицеридами.

Большинство природных триацилглицеридов содержат две или более различающиеся жирные кислоты. В организме запасенные жиры откладываются в цитоплазме в виде капель; особенно много таких капель в клетках жировой ткани. Окисление жиров до углекислого газа и воды дает большое количество энергии (38,9 кДж/г); этим обусловлена их энергетическая функция.

К жироподобным веществам относятся воски, которые являются эфирами жирных кислот и многоатомных спиртов. У животных они вырабатываются кожными железами. Покрывая тонким слоем шерсть и перья, воски предохраняют их от намокания. Некоторые насекомые (пчелы) используют воски для постройки сот, в которых они хранят запасы пищи и выводят потомство. Соты, построенные из воска, полностью непроницаемы для воды. У растений воски создают защитный налет на листьях и плодах.

 

Фосфолипиды

 

Основу биологических мембран составляют не жиры, а фосфолипиды.

Это амфифильные молекулы, то есть молекулы, имеющие гидрофобную и гидрофильную части.

https://www.jing.fm/clipimg/full/104-1040291_cell-membrane-read-biology-ck-foundation-all-cell.png

Рис. 1. Мембрана

Клеточная мембрана клетки имеет особый состав, основой которого служит липидный бислой.

Гидрофобные хвосты, инертные к воде, размещены с внутренней стороны, в то время как гидрофильные головки, взаимодействующие с водой, обращены наружу.

Каждый липид представляет фосфолипид, который является результатом взаимодействия таких веществ, как глицерин и сфингозин.

Липидный каркас тесно окружают белки, которые расположены несплошным слоем.

Некоторые из белков погружены в липидный слой, остальные проходят сквозь него.

В результате этого образуются проницаемые для воды участки.

Выполняемые этими белками функции различны.

Некоторые из них являются ферментами, остальные - транспортными белками, которые переносят различные вещества из внешней среды на цитоплазму и обратно.

 

Гидрофильная часть взаимодействует с водой, а гидрофобные «прячутся» от воды.

В результате могут образовываться разные типы структур — мицеллы (их образуют молекулы мыла), липосомы и бислои — их образуют фосфолипиды.

Липосомы можно получать искусственно и использовать для доставки лекарственных веществ в клетки организма.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/10815/a0c1ff7c4180bd0b.png

Это также могут быть эфиры глицерина и жирных кислот, но в этом случае с жирными кислотами в молекуле глицерина связаны только две спиртовые группы, а третья образует эфирную связь с остатком фосфорной кислоты, к которой присоединяются некоторые гидрофильные группы.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/10816/de67526ba76fec08.png

Таким образом, в составе молекул всех фосфолипидов имеются гидрофобная (остатки жирных кислот) и гидрофильная (фосфорная кислота и присоединенные к ней группы) части, поэтому такие молекулы могут контактировать как с полярными, так и с неполярными растворителями (такие вещества называют амфифильными). Поскольку у большинства молекул фосфолипидов имеется гидрофильная голова и два гидрофобных хвоста, то их часто схематично представляют в виде кружка (гидрофильная часть) с двумя хвостами (гидрофобная часть). В воде и водных растворах фосфолипиды самопроизвольно формируют протяженные почти плоские двойные слои, в которых гидрофобные слои смотрят друг на друга, а гидрофильные головы – в водную среду. Такие слои являются основой всех биологических мембран. Таким образом, одной из основных функцией фосфолипидов является структурная функция — формирование биологических мембран.

Функции липидов

Биологические функции липидов крайне разнообразны.

 

Жиры и масла представляют собой форму, в которой сохраняется энергия во многих организмах, фосфолипиды и стероиды представляют собой основные структурные элементы биологических мембран.

Стероидные гормоны выполняют регуляторную функцию.

Хиноны в мембранах митохондрий и хлоропластов являются переносчиками электронов.

Жирные кислоты являются эмульсифицирующими агентами (детергентами), которые эмульгируют жиры в пищеварительной системе.

В сетчатке глаза ретиналь (липид, производное витамина А) играет роль светопоглощающего пигмента и принимает участие в передаче сигнала.

Освобождаемое при окислении жиров большое количество воды (при сжигании 1 г жира образуется 1,1 г воды) используется животными пустынь (верблюды) или впадающими в зимнюю спячку (сурки, суслики) для нужд метаболизма, поэтому эти животные могут длительное время обходиться без воды, используя свои жировые запасы. Таким образом, жиры могут служить также источником воды.

 Теплоизоляционная функция: у животных нейтральные жиры откладываются в основном в подкожной клетчатке, где создают хороший теплоизоляционный слой, особенно развитый у морских млекопитающих — китообразных и ластоногих.

Откладываясь в полости тела вокруг внутренних органов (например, вокруг почек), жировая подушка защищает их от механических повреждений при движении, прыжках, ударах и т. д. (защитная функция).

Жирорастворимые витамины К, Е, D и А играют важные метаболические функции:

витамин К необходим для свертывания крови;

витамин Е играет функцию мембранного антиоксиданта и важен для размножения животных;

витамин D необходим для минерализации костей (при его недостатке в детском возрасте возникает рахит — нарушение развития скелета);

витамин А — предшественник ретиналя, компонента зрительного пигмента глаз.

 

Цитоплазматическая мембрана

Снаружи эукариотическая клетка, как и прокариотическая, окружена цитоплазматической мембраной. Она выполняет те же функции, что и у прокариот: изолирующую, транспортную и рецепторную. Рецепторная функция у эукариотических клеток развита гораздо сильнее, чем у прокариот, поэтому в цитоплазматической мембране у них гораздо больше белков-рецепторов. У многоклеточных организмов цитоплазматическая мембрана выполняет также функцию межклеточного узнавания и взаимодействия.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/114918/60d23f5a2514fdf1.png

Рис. 4. Цитоплазматическая мембрана

     В клеточные мембраны встроены различные специфические рецепторы — белки или гликопротеины, распознающие определенные молекулы (лиганды). В многоклеточном организме каждый тип клеток имеет свой уникальный набор поверхностных рецепторов.

 

     Разветвленные цепи гликопротеинов, выступающие из клеточной мембраны, участвуют в распознавании факторов внешней среды, а также во взаимном узнавании клеток (например, взаимное узнавание яйцеклетки и сперматозоида при оплодотворении или правильная ориентация клеток в процессе образования тканей). С распознаванием связана и регуляция транспорта молекул и ионов через мембрану, а также иммунологический ответ, в котором гликопротеины и белки мембран играют роль антигенов.

       Мембранные белки участвуют в транспорте определенных молекул внутрь клетки или из нее, осуществляют структурную связь цитоскелета с клеточными мембранами, служат в качестве рецепторов для получения и преобразования химических сигналов из окружающей среды.

 

 Задание 2. Заполните таблицу « Основные функции липидов»

 

Функция

 

Уровень

организации

 

Примеры

Энергетическая

Клеточный

 

Резервная

Организменный

 

Структурная

Клеточный

 

Тканевый и

органный

 

Защитная

Тканевый

 

Организменный

 

Регуляторная

Организменный

 

 

 Задание 3.

 1. Посмотрите видео. https://rutube.ru/video/0d6e8cef29aa0e7d20db20067cbda86c/

«Смешарики. Пин Код», 1 сезон, 23 серия, с 6 минуты 20 секунд

 2. Ответьте на вопрос "Как...?"

 

 Задание 4. Сделайте вывод по работе.

 

Категория: Биология / Практика | Добавил: Админ
Просмотров: 279 | Загрузок: 15


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2025  Хостинг от uCoz