Практическое занятие №2.
Лабораторные и практические работы:
Тема: «Биологическая роль минеральных веществ в обеспечении жизнедеятельности организмов, проявления дисбаланса минеральных элементов».
Цель работы: выяснить роль минеральных веществ в жизни растений и признаки их недостатка.
Задача: закрепить теоретические знания о роли минеральных веществ в организме человека
В результате выполнения работы студент должен:
знать: - значение минерального питания в жизни растений
уметь: - определять в каких минеральных веществах нуждаются растения.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Образовательная цель: формирование знаний о роли витаминов в организме человека.
Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности
Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать структурировать материал в графические схемы.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Гигиена и экология человека, Физиологическое акушерство, Педиатрия, Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, Патологическое акушерство.
Внутрипредметные связи: Закономерности наследования признаков, Наследственность и патология, Медико-генетическое консультирование.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
ХОД РАБОТЫ
Общие положения
Каждое растение предъявляет свои требования к питанию, которые необходимо удовлетворять, чтобы обеспечить получение высоких урожаев.
Потребность растений в элементах питания характеризуется как с количественной стороны – динамикой интенсивности потребления питательных веществ в течение вегетационного периода, так и с качественной – изменением соотношений усваиваемых элементов питания.
Интенсивность потребления элементов питания связана непосредственно со скоростью роста растений, а изменения в соотношениях усваиваемых – с развитием растений. Поэтому при построении системы питания растений обычно учитывают характер изменения соотношений химических веществ в составе растений во времени.
Усиливая питание растения тем элементом, который более других необходим для скорейшего и лучшего роста, растение воды добиваются ускорения развития растений и повышения урожайности.
Количество питательных веществ, необходимых каждому виду растений для формирования полученного урожая, определяется количеством этих веществ, поглощенных данным растением за период вегетации. Поэтому по содержанию питательных веществ в биологической массе растений обычно судят о потребности различных культур в элементах питания.
Задание 1. Изучите значение минеральных веществ и заполните таблицу.
Состав оборудования: комнатные растения, лупа.
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно рассмотреть предложенное комнатное растение и определить по внешним признакам, в каких элементах минеральных питательных веществ они нуждаются, и записать в тетрадь.
2. Изучив значение минеральных веществ, заполнить таблицы по форме:
Таблица 1. Роль минеральных веществ в жизни растений и признаки их недостатка и избытка
|
Элементы минерального питания
|
Влияние на растение
|
Признаки избытка минерального элемента
|
Признаки недостатка элементов минерального питания
|
|
1. Азот
|
|
|
|
|
2. Фосфор
|
|
|
|
|
3. Калий
|
|
|
|
|
4. Кальций
|
|
|
|
|
5. Магний
|
|
|
|
|
6. Сера
|
|
|
|
|
7. Железо
|
|
|
|
|
8. Бор
|
|
|
|
|
9. Молибден
|
|
|
|
|
10. Марганец
|
|
|
|
|
11. Медь
|
|
|
|
|
12. Цинк
|
|
|
|
|
13. Кобальт
|
|
|
|
|
Элементы минерального питания
|
Влияние на человека
|
Признаки избытка минерального элемента
|
Признаки недостатка элементов минерального питания
|
|
1. Азот
|
|
|
|
|
2. Фосфор
|
|
|
|
|
3. Калий
|
|
|
|
|
4. Кальций
|
|
|
|
|
5. Магний
|
|
|
|
|
6. Сера
|
|
|
|
|
7. Железо
|
|
|
|
|
8. Бор
|
|
|
|
|
9. Молибден
|
|
|
|
|
10. Марганец
|
|
|
|
|
11. Медь
|
|
|
|
|
12. Цинк
|
|
|
|
|
13. Кобальт
|
|
|
|
Таблица 2. Роль минеральных веществ в жизни человека и признаки их недостатка и избытка
Задание 2. Ответьте на вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Какова роль кальция, магния, серы в жизни растений и признаки их недостатка?
2. Перечислите основные функции микроэлементов в растениях и охарактеризуйте признаки голодания растений при недостаточности отдельных микроэлементов?
3. В чем заключается различие между воздушным и корневым питанием растений?
4. Что такое избирательное поглощение элементов питания растениями и физическая реакция солей?
5. Значение внутренних факторов и внешних условий в питании растений и их взаимосвязь?
6. Требования растений к питанию в различные периоды роста.
Задание 3. Сделайте вывод по работе.
|