Практическое занятие №13.
«Время и пути расселения человека по планете»
или
«Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека».
Цель. Характеристика видов адаптации человека к различным условиям среды.
Задача: Установить взаимосвязь влияния географической среды на морфологию и физиологию человека, приспособленность человека к разным условиям среды и пути расселения человека по планете.
Оборудование: контурные карты мира, цветные карандаши.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2025.
2. Расы земли.основные отличия и происхождение
Источник:https://ieducations.ru/humanitarian_sciences/celoveceskie-rasy-kratko-raznovidnosti-osnovnyh-perehodnyh-i-smesannyh-tipov-naselenia.html
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1.Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1.
Прочитайте материал «Экологические адаптации человека»
Задание 2. Дайте определение понятия «Адаптация» с биологической позиции
Задание 3. Заполните пропуски:
А) Адаптация к ранее существовавшим условиям носит название ____________________;
Б) Потеря свойства адаптации называют
Задание 4. Назовите механизмы приспособлений организма к окружающей среде:
1._______________________________________
2._______________________________________
3._______________________________________
4._______________________________________
5._______________________________________
6._______________________________________
Задание 5. Дайте определение типам реагирования на воздействие какого-либо фактора
1)______________________________________
2)______________________________________
3)______________________________________
Задание 6.
Заполните таблицу
|
Виды адаптации
|
Примеры
|
|
Генотипическая
|
|
|
Физиологическая
|
|
|
Биохимическая
|
|
Задание 7.
Используя знания, полученные при подготовке к занятию, составьте таблицу «Сравнительная характеристика представителей различных рас», в которой отобразите сравнительные характеристики основных типов рас.
Таблица. Сравнительная характеристика представителей различных рас
|
Раса \Признак
|
|
|
|
|
|
|
Форма лица
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Структура волос головы
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Разрез глаз и веки
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Форма носа
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Цвет и структура кожи
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Способы отложения жира
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Общие пропорции тела
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Характер волосяного покрытия
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
|
Свой вариант
|
|
|
|
|
|
|
Смысл адаптации
|
|
|
|
|
|
Задание 8.
Объясните формирование тех или иных признаков как форм приспособления к условиям среды обитания. Все ли расовые признаки являются адаптивными?
Практическое занятие
Тема: «Время и пути расселения человека по планете»
Цель работы: Выделить основные пути расселения человека по планете.
Задача: Установить влияние антропогенных факторов на эволюцию человека, определить приспособленности человека к разным условиям среды.
Оборудование: цветные карандаши.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1.
Используя знания, полученные при подготовке к занятию, составьте ментальную карту, в которой отобразите этапы происхождения и эволюции человека, его особенности, умения, развитие и тд.
Примеры ментальных карт по биологии антропогенез
https://triptonkosti.ru/22-foto/mentalnaya-karta-evolyuciya-cheloveka.html
https://урок.рф/data/files/d1548001007.jpg
5 бесплатных сервисов для создания интеллект-карт.
https://vk.com/wall-200468089_26366
Задание 2.
На контурной карте мира отобразите основные направления расселения человека современного типа с указанием ориентировочного времени предполагаемых миграций.
Задание 3.
На контурной карте мира отобразите центры формирования рас и области их распространения. Проанализируйте карты из заданий 2 и 3 Примерно обозначьте время начала формирования каждой из рас, покажите причины изоляции.
Сделайте вывод.
|