Практическая работа №10.
Тема: «Номенклатура кислородосодержащих органических соединений».
Цель: овладеть навыками составления структурных формул органических соединений, использовать правила систематической номенклатуры при их названии. Овладеть навыками решения простейших химических задач.
Задачи практического занятия:
1. Закрепить теоретические знания о принципах заместительной номенклатуры органических соединений отдельных классов
2. Выполнить расчетные задачи.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен знать:
- Принципы номенклатуры органических веществ;
- Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре;
- Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %).
Обучающийся должен уметь:
- составлять названия органических соединений;
- записывать формулы органических веществ по названию;
- производить расчеты простейших формул органических веществ, исходя из элементарного состава.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, периодическая система химических элементов.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2014
2. Адрес публикации: https://multiurok.ru/files/alghoritm-rieshieniia-raschietnykh-zadach-na-vyvod.html
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
- Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
- Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
Правила построения названия органического соединения по номенклатуре ИЮПАК
1). Выбрать главную цепь молекулы
Определить все присутствующие функциональные группы и их старшинство
Определить наличие кратных связей
2). Пронумеровать главную цепь, причем нумерацию следует начинать с наиболее близкому к старшей группе конца цепи. При существовании нескольких таких возможностей, нумеруют цепь так, чтобы минимальный номер получили или кратная связь, или другой заместитель, присутствующий в молекуле.
Карбоциклические соединения нумеруют, начиная со связанного со старшей характеристической группой атома углерода. При наличии двух и более заместителей цепь стараются пронумеровать так, чтобы заместителям принадлежали минимальные номера.
3). Составить название соединения:
Определить основу названия соединения, составляющего корень слова, который обозначает предельный углеводород с тем же количеством атомов, что и главная цепь.
После основы названия следует суффикс, показывающий степень насыщенности и количество кратных связей. Например, — тетраен; — диен.
Далее арабскими цифрами показывают местоположение кратных связей. Например, гексин-2
Затем, также в суффикс добавляется наименование самой старшей функциональной группы.
После следует перечисление заместителей в алфавитном порядке с указанием их местоположения арабской цифрой. Например, — 5-изобутил; — 3-фтор. При наличии нескольких одинаковых заместителей указывают их количество и положение, например, 2,5 – дибром-; 1,4,8-триметил-.
Следует учесть, что цифры отделяются от слов дефисом, а между собой – запятыми.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Напишите структурные формулы веществ
- Напишите структурные формулы веществ с 3-мя атомами углерода в молекуле, если их названия по международной номенклатуре имеют окончания: -ан; -ен; - ин; -ол; -аль; -овая и приставку амино-.
- Напишите структурные формулы веществ с 4-мя атомами углерода в молекуле, если их названия по международной номенклатуре имеют окончания: -ан; -ен; - ин; -ол; -аль; -овая и приставку амино-.
- Напишите структурные формулы веществ с 5-ю атомами углерода в молекуле, если их названия по международной номенклатуре имеют окончания: -ан; -ен; - ин; -ол; -аль; -овая и приставку амино-.
- Напишите формулу органических веществ
а.) 2-метилбутана,
б) 2-хлорэтана,
в) 2,2,3-триметилпентана,
г) тетраметилметан
д) 2-метилгексен-3
- Напишите формулу органических веществ
а) 2-метилпентана,
б) 2-бромпропана,
в) 2,3-диметилпентана,
г) 3,3- диэтил- 4- пропилгептен-1
д ) 2- метил- 2,4,4- триметилгептан
Задание 2. Напишите по 3 структурные формул веществ состава:
2.1.
а) С4Н10О;
б) С4Н8О;
в) С4Н8О2.
Назовите вещества.
2.2.
а) С5Н12О;
б) С5Н10О;
в) С5Н10О2.
Назовите вещества.
2.3.
а) С4Н10О;
б) С4Н8О;
в) С4Н8О2.
Назовите вещества.
2.4.
а) С6Н14О;
б) С6Н12О;
в) С6Н12О2.
Назовите вещества.
2.5
а) С7Н16О;
б) С7Н14О;
в) С7Н14О2.
Назовите вещества.
Задание 3. Выпишите формулы веществ и под каждой укажите название вещества и гомологический ряд, к которому оно принадлежит:
1.
|
а) C2H5-O-СН3
|
г) СН3-(СН2)3-СОН
|
ж) СН3-(СН2)2-СООН
|
|
б) C7H15-OH
|
д) C12H22O11
|
з) СН3--(СН2)3-СООН
|
|
в) C6H5-OH
|
е) C4H9NH2
|
и) C8H17-OH
|
2.
|
а) C6H13-OH
|
г) СН3-(СН2)3-СОН
|
ж) СН3-(СН2)2-СОН
|
|
б) C2H5-OH
|
д) C2H5-O- C2H5
|
з) СН3-СО-(СН2)2-СОН
|
|
в) C12H22O11
|
е) СН3-СООН
|
и) CH3-СО-СH3
|
3.
|
а) C6H4СlOH
|
г) СН3-(СН2)3-СОН
|
ж) СН3-(СН2)2-СООН
|
|
б) C7H15-OH
|
д) C12H22O11
|
з) C2H5-O-СН3
|
|
в) C6H5-OH
|
е) СН3-СН2-СООН
|
и) C8H17-OH
|
|