Цель: Рассмотрение общих способов получения металлов.
Задача: Решить практические задачи по теме: «Общая характеристика металлов IА-группы Периодической системы химических элементов».
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, периодическая система химических элементов.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
2. Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Теоретический материал
Задание. Сделать конспект.
1. Металлы в природе. Металлургия.
Только в свободном виде встречаются золото и платина. И в самородном виде, и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово. Все остальные металлы, которые находятся в ряду напряжения до Sn, встречаются в природе только в виде соединений.
Среди таких соединений:
- хлориды (сильвин, галит, или каменная соль, сильвинит);
- нитраты (чилийская селитра);
- сульфаты (глауберова соль, гипс);
- карбонаты (мел, мрамор, известняк; магнезит, доломит);
- силикаты, в том числе содержащие алюминий – алюмосиликаты (белая глина, или каолин, полевые шпаты, слюда);
- сульфиды (серный колчедан, киноварь, цинковая обманка);
- фосфаты.
Минералы и горные породы, содержащие металлы или их соединения и пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами.
Если руды содержат соединения двух или нескольких металлов, то они называются полиметаллическими. Например, медно-молибденовые, свинцово-серебрянные и т. д.
Металлургия – это отрасль промышленности, которая занимается получением металлов из руд. Так же называется и наука о промышленных способах получения металлов из руд.
2. Общие способы получения металлов.
1) Пирометаллургия – восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью восстановителей (углерода, оксида углерода (II), водорода, металлов – алюминия, магния).
2) Гидрометаллургия - восстановление более активными металлами менее активных из растворов их солей.
Это получение металлов, которое проходит в два этапа:
- Природное соединение «растворяют» в подходящем реагенте с целью получения раствора соли этого металла.
- Из образовавшегося раствора данный металл вытесняют более активным металлом или восстанавливают электролизом.
Например, для получения меди из руды, содержащей оксид меди (II) CuO:
СuO + H2SO4 = CuSO4+ H2O
CuSO4+ Fe = FeSO4+ Cu
Таким же способом получают серебро, цинк, молибден, золото, уран и т. д.
3) Электрометаллургия - это способы получения металлов с помощью электрического тока (электролиза).
При электролизе окислителем и восстановителем является электрический ток.
Процессы окисления и восстановления разделены в пространстве, они совершаются не при контакте частиц друг с другом, а при соприкосновении с электродами электрической цепи.
3. Электролиз водных растворов электролитов.
Катодные процессы в водных растворах электролитов: катионы или молекулы воды принимают электронов и восстанавливаются.

1. Катионы металлов со стандартным электродным потенциалом, большим, чем у ВОДОРОДА, расположены в ряду напряжений после него: Cu2+, Hg2+, Ag+, Pt2+, ..., до Pt4+. При электролизе они почти полностью восстанавливаются на катоде и выделяются в виде металла.
2H2O + 2e- = H2 + 2OH-
2. Катионы металлов с малой величиной стандартного электродного потенциала (катионы металлов начала ряда напряжений Li+, Na+, K+, Rb+, ..., до Al3+ включительно). При электролизе на катоде они не восстанавливаются, вместо них восстанавливаются молекулы воды.
2H2O + 2e- = H2 + 2OH-
3. Катионы металлов со стандартным электродным потенциалом меньшим, чем у ВОДОРОДА, но большим, чем у алюминия (Mn2+, Zn2+, Cr3+, Fe2+, ..., до H). При электролизе эти катионы, характеризующиеся средними величинами электроноакцепторной способности, на катоде восстанавливаются одновременно с молекулами воды.
Zn 2+ + 2e = Zn0
2H2O + 2e- = H2 + 2OH-
Задание: Решите задачи:
Решение компетентностные задания → тема «Натрий и его соединения».
Задание 1.Состав хрустального стекла выражается упрощённой формулой Na2O·3PbO·6SiO2. Определите массу кальцинированной соды с массовой долей примесей 12%, песка и оксида свинца (II), расходуемую на получение хрусталя массой 600 кг?
Задание 2. Определите массу каустической соды, образующейся при взаимодействии кальцинированной соды массой 1,4 т с массовой долей Na2CO3 95% и гашеной извести массой 1,1 т с массовой долей Ca(OH)2 85%, если массовая доля гидроксида натрия в каустической соде 92%.
Решение задания тема «Металлы I А группы».
Задание 3. При реакции с водой 1,4 г металла, образующего одновалентный катион, выделяется 2,24 л газа(н.у). Определить какой металл был взят.
Задание 4. К 80 мл раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,1(ρ=1,11г/мл) добавили 201,5 мл раствора с массовой долей серной кислоты 0,1(р=1,07г/мл). Определить состав соли и вычислить ее массу.
Задание 5. Какой объем раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,8 (ρ=1,09г/мл) потребуется для нейтрализации 300 мл раствора с массовой долей соляной кислоты 0,2 (ρ=1,1г/мл)?
Задание 6. Имеется смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия. При прокаливании образца смеси массой 40 г выделилась вода массой 1,8 г. Определить массовые доли карбоната и гидрокарбоната натрия.
Задание 7. Сколько г лития надо взять, чтобы вытеснить из воды столько же водорода, сколько вытесняют 17,8 г калия.
Задание 8. Сожгли 2,24 л метана. Полученный диоксид углерода пропустили через 300 г раствора с массовой долей гидроксида калия 15%. Вычислить массу карбоната калия.
Задание 9. При взаимодействии 3,42 г щелочного металла с водой образовалось 448 см3 водорода (н.у.). Какой металл вступил в реакцию?

|