Практическая работа №20.
«Экспериментальная химия: расчеты, анализ данных и представление результатов».
Обработка данных, анализ и оценка их достоверности (вычисление среднего значения экспериментальных данных, погрешности).
Цель: провести обработку данных и оценку достоверности.
Задача: Выполнение практических заданий
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 4 часа
Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями, позволяющие определить достижение студентом отдельных учебных задач, уровень сформированности омпонентов компетенций при изучении учебной темы:
Мини-доклада с презентацией по химии на тему: «Химия в повседневной жизни общества».
Задание. Создать мини-доклада с презентацией на тему: «Химия в повседневной жизни общества»
1. Теоретический материал
Завершающей стадией количественного анализа химического состава вещества любым методом является статистическая обработка результатов измерений. Она позволяет оценить систематические и случайные погрешности измерений.
Используя приемы математической статистики, можно рассчитать основные метрологические характеристики методики анализа (оценить воспроизводимость и правильность полученных данных, отбросив результаты, содержащие промахи).
Определение и исключение грубых погрешностей
Метод исключения грубых промахов по Q-критерию.
1) Найти отношение:
где х1— подозрительно выделяющийся результат определения (измерения)
х2— результат единичного определения, ближайший по значению к х1
R — размах варьирования;
R = хmax – хmin — разница между наибольшим и наименьшим значением ряда
измерений.
2) Вычисленное значение Q сопоставить с табличным значением Q(Р, ni) (табл. 1).
Таблица 1
Значения Q-критерия в зависимости от Р и ni
|
Количество определений ni
|
Доверительная вероятность Р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) Если Q >Q(Р, ni), значит присутствует грубая погрешность и результат х1 необходимо исключить из последующих расчетов.
Определение сходимости результатов
Высокий уровень сходимости измерений соответствует малым значениям случайных погрешностей многократных измерений одной и той же физической величины с использованием одной методики выполнения измерений. В качестве упрощенной оценки сходимости может быть использован такой параметр, как размах результатов измерений (размах варьирования):
R = хmax – хmin.
Оценка воспроизводимости результатов измерений
Воспроизводимость результатов измерений: степень близости друг к другу независимых результатов измерений, полученных в условиях воспроизводимости - одним и тем же методом на идентичных объектах, в разных лабораториях, разными операторами, с использованием различного оборудования:
1) Рассчитать среднее значение выборки
х1, х2…хn – результаты измерений n – количество измерений 2) Рассеяние результатов измерений относительно среднего значения принято характеризовать стандартным отклонением (средним квадратичным отклонением) — S. Его обычно приводят при представлении результатов измерений (анализа) и им характеризуют воспроизводимость результатов.
хi – значения результатов измерений (i=1,2,…n)
хср – среднее значение результатов измерений
n – количество измерений
Определение доверительного интервала
Результаты измерений (определений) характеризуют доверительным интервалом среднего значения хср, который рассчитывают по формуле:
tP,f — квантиль распределения Стьюдента при числе степеней свободы f = п - 1 и доверительной вероятности Р (значения tP, fсм. в табл. 2).
Таблица 2
Значения квантилей распределения Стьюдента в зависимости от доверительной вероятности и степени свободы
Чаще всего для расчетов доверительного интервала пользуются значениями Р = 0,95.
2. Задания для самостоятельного решения
Задание1.
При определении содержания сульфат-ионов в питьевой воде были получены следующие значения:
|
№ анализа
|
Содержание сульфатионов, мг/дм3
|
|
1
|
87,3
|
|
2
|
85,4
|
|
3
|
86,0
|
|
4
|
87,0
|
|
5
|
86,9
|
|
6
|
80,2
|
|
7
|
88,9
|
Проведите обработку результатов анализа в соответствии с пунктами Теоретического материала
Соответствует ли эта вода по данному показателю требованиям к воде питьевого качества, которые допускают содержание сульфат-ионов до 500 мг/л?
Задание 2.
При определении сульфитов в красном сухом вине были получены следующие результаты:
|
№ анализа
|
Содержание сульфатионов, мг/дм3
|
|
1
|
153,5
|
|
2
|
155,4
|
|
3
|
177,9
|
|
4
|
161,4
|
|
5
|
157,0
|
Проведите обработку результатов анализа в соответствии с пунктами Теоретического материала.
Может ли это вино продаваться в странах Европейского Союза, если нормативы ЕС допускают содержание сульфитов в красных сухих винах до 160 мг/л?
|