Практическая работа №12.
Тема: Химические и физические свойства кислородосодержащих органических соединения».
Цель работы: изучить и систематизировать знания по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
Задачи: охарактеризовать физические свойства спиртов, эфиров, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот; исследовать их химическую активность в реакциях замещения, окисления; установить взаимосвязь химического поведения кислородсодержащих углеводородов с их электронным строением; сравнить особенности химического поведения различных кислородсодержащих углеводородов.
Цель: Провести опыты
Реактивы и оборудование: этиловый спирт пробирки, пропиловый спирт пинцеты, бутиловый спирт, спички, изоамиловый спирт, держатели, глицерин, стаканы, сульфат меди CUSO4, газоотводные трубки, фенолфталеин, 1%-ный раствор в спирте спиртовки, медная проволока, уксусный альдегид, дихромат калия К2Сг207, кристаллический ацетон, сульфат меди CuS04, 2%-ный раствор аммиачный р-р Ag(N03), серная кислота H2S04(k), нитропруссид, перманганат калия КМп04,1%-ный раствор СН3СООН, р-р, дистиллированная вода НСООН, р-р, фенол, щавелевая к-та, пирокатехин, индикаторная бумага, резорцин, гидрохинон, нафтол, гидрокарбонат натрия NaHC03, раствор бромная вода, карбонат натрия Na2C03, 2 и раствор
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2024
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
- Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
- Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Наличие той или иной функциональной группы обуславливает химические свойства органических соединений.
Ход работы
Предельные одноатомные спирты
Опыт 1. Сравнение растворимости спиртов в воде В четыре пробирки налейте по 3 мл воды и добавьте в них по 1 мл этилового, пропилового, бутилового и изоамилового спиртов. Пробирки встряхните и дайте отстояться. Сделайте вывод о растворимости спиртов в воде. Объясните влияние строения радикала на растворимость спиртов в воде.
Опыт 2. Окисление спиртов
Окисление этилового спирта оксидом меди
В сухую пробирку поместите 1-2 мл этилового спирта. Спираль из медной проволоки нагрейте в пламени горелки до появления черного налета оксида меди. Горячую спираль опустите в пробирку с этиловым спиртом. Спирт бурно вскипает, появляется характерный запах уксусного альдегида (запах зеленых яблок), а медная спираль становится розовой вследствие восстановления оксида меди.
Окисление изоамилового спирта хромовой смесью В смесь, состоящую из 6 капель концентрированной серной кислоты и 3 капель изоамилового спирта, внесите 0,5 г измельченного дихромата калия К2Сг207. Встряхните смесь, поставьте пробирку в штатив и добавьте 0,5 мл воды (Осторожно! Смесь сильно разогревается). Цвет раствора меняется с оранжевого на зеленый, одновременно ощущается сладковатый запах изовалерианового альдегида. Далее появляется неприятный запах изовалериановой кислоты (запах испорченного сыра).
Объясните результаты опытов. Приведите уравнения реакций окисления этилового и изоамилового спирта.
Опыт 3. Качественная реакция многоатомных спиртов. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди
Налейте в пробирку 2 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия и 0,5 мл раствора сульфата меди. К образовавшемуся студенистому осадку голубого цвета добавьте 0,5 мл глицерина и встряхните пробирку.
Отметьте происходящие изменения и объясните их. Напишите уравнения реакций.
Фенолы
Опыт 1. Взаимодействие фенолов с хлоридом железа(Ш)
Приготовьте по 2 мл водных растворов фенола, пирокатехина, резорцина, гидрохинона. В каждую пробирку добавьте несколько капель раствора хлорида железа (III).
Раствор пирокатехина окрашивается в изумрудно-зеленый цвет, растворы фенола и резорцина - в фиолетовый. Раствор гидрохинона сначала зеленеет, затем буреет и при стоянии из него выпадают красивые темнозеленые игольчатые кристаллы хингидрона.
Опыт 2. Окисление фенола
К 1 мл водного раствора фенола добавьте 1 мл раствора карбоната натрия. Затем при встряхивании прилейте по каплям раствор перманганата калия. Раствор обесцвечивается и выпадает бурый осадок.
Объясните изменение окраски.
Альдегиды и кетоны
Опыт 1. Реакция окисления альдегидов (реакция серебряного зеркала)
о
В чистую пробирку налейте 1-2 см азотнокислого серебра и добавь- те 1-2 см раствора аммиака (до полного растворения гидроксида серебра).
о
К полученному раствору добавьте 1-2 см' формалина и нагрейте на кипящей водяной бане. Приведите уравнения реакции.
Опыт 2. Цветная реакция на ацетон
В маленькую пробирку внесите 1 каплю раствора нитропруссида натрия, 5 капель воды, 1 каплю ацетона. При добавлении 1 капли раствора гидроксида натрия смесь окрашивается в красный цвет, который при добавлении 1 капли раствора уксусной кислоты СН3СООН принимает вишневокрасный оттенок.
Опыт 3. Альдольно-кротоновая конденсация уксусного альдегида
В пробирку поместите 0.5 мл уксусного альдегида и 0,5 мл раствора гидроксида натрия. Осторожно нагрейте содержимое пробирки до кипения. Жидкость постепенно приобретает резкий запах, желтеет и буреет, на дне пробирки выделяется полужидкая «альдегидная смола». Приведите уравнение реакции.
Карбоновые кислоты
Опыт 1. Определение кислых свойств карбоновых кислот
по индикатору
В три пробирки отдельно налейте раствор уксусной, муравьиной и щавелевой кислот. Во все пробирки добавьте по полоске универсальной индикаторной бумаги. Сравните действия этих кислот на универсальную индикаторную бумагу. Сделайте выводы.
Опыт 2. Получение сложных эфиров
В пробирку поместите 2 мл этилового спирта, 2 мл ледяной уксусной кислоты, 0,5 мл концентрированной серной кислоты (катализатор). Закройте пробирку газоотводной трубкой и закрепите пробирку в лапке штатива. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку-приемник под насыщенный раствор хлорида натрия. Медленно нагревайте пробирку над пламенем спиртовки до расслаивания жидкости в приемнике. Приведите уравнения реакции, объясните роль серной кислоты как катализатора реакции этерификации.
Контрольные вопросы
- 1. Выведите формулы строения теоретически возможных изомеров пентанола и назовите по международной номенклатуре (ИЮПАК). Укажите первичные, вторичные и третичные спирты.
- 2. Напишите уравнения реакции окисления всех изомеров бутилового спирта, назовите полученные продукты по ИЮПАК.
- 3. Расскажите о промышленном использовании реакции адольной конденсации. Напишите уравнение реакции адольной конденсации муравьиного альдегида.
- 4. Объясните особенности строения и свойств муравьиной кислоты.
- 5. Распределите в порядке усиления кислотных свойств кислоты: муравьиная, валериановая, стеариновая, уксусная, пропионовая.
- 6. Напишите уравнения следующих превращений:
- а) 1-хлорбутан —»бутанол-2
- б) 2-бром-З-метилпентан —> 3-мети л пентан ол-3
Сделайте вывод по работе
|