Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Каких животных любишь?
Всего ответов: 155

 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Химия/Практика

Практическая работа №12. Химические и физические свойства кислородосодержащих органических соединения».
[ (7.30 Mb) ] 20.09.2025, 21:21

Практическая работа №12.

Тема: Химические и физические свойства кислородосодержащих органических соединения».

Цель работы: изучить и систематизировать знания по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

Задачи: охарактеризовать физические свойства спиртов, эфиров, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот; исследовать их химическую активность в реакциях замещения, окисления; установить взаимосвязь химического поведения кислородсодержащих углеводородов с их электронным строением; сравнить особенности химического поведения различных кислородсодержащих углеводородов.

Цель: Провести опыты

Реактивы и оборудование: этиловый спирт пробирки, пропиловый спирт пинцеты, бутиловый спирт, спички, изоамиловый спирт, держатели, глицерин, стаканы, сульфат меди CUSO4, газоотводные трубки, фенолфталеин, 1%-ный раствор в спирте спиртовки, медная проволока, уксусный альдегид, дихромат калия К2Сг207, кристаллический ацетон, сульфат меди CuS04, 2%-ный раствор аммиачный р-р Ag(N03), серная кислота H2S04(k), нитропруссид, перманганат калия КМп04,1%-ный раствор СН3СООН, р-р, дистиллированная вода НСООН, р-р, фенол, щавелевая к-та, пирокатехин, индикаторная бумага, резорцин, гидрохинон, нафтол, гидрокарбонат натрия NaHC03, раствор бромная вода, карбонат натрия Na2C03, 2 и раствор

Рекомендуемые информационные материалы:

1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2024

Освоены следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Количество часов: 2 часа

Критерии оценки:

  1. Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
  2. Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.

 

Наличие той или иной функциональной группы обуславливает химические свойства органических соединений.

Ход работы

Предельные одноатомные спирты

Опыт 1. Сравнение растворимости спиртов в воде В четыре пробирки налейте по 3 мл воды и добавьте в них по 1 мл этилового, пропилового, бутилового и изоамилового спиртов. Пробирки встряхните и дайте отстояться. Сделайте вывод о растворимости спиртов в воде. Объясните влияние строения радикала на растворимость спиртов в воде.

Опыт 2. Окисление спиртов

Окисление этилового спирта оксидом меди

В сухую пробирку поместите 1-2 мл этилового спирта. Спираль из медной проволоки нагрейте в пламени горелки до появления черного налета оксида меди. Горячую спираль опустите в пробирку с этиловым спиртом. Спирт бурно вскипает, появляется характерный запах уксусного альдегида (запах зеленых яблок), а медная спираль становится розовой вследствие восстановления оксида меди.

Окисление изоамилового спирта хромовой смесью В смесь, состоящую из 6 капель концентрированной серной кислоты и 3 капель изоамилового спирта, внесите 0,5 г измельченного дихромата калия К2Сг207. Встряхните смесь, поставьте пробирку в штатив и добавьте 0,5 мл воды (Осторожно! Смесь сильно разогревается). Цвет раствора меняется с оранжевого на зеленый, одновременно ощущается сладковатый запах изовалерианового альдегида. Далее появляется неприятный запах изовалериановой кислоты (запах испорченного сыра).

Объясните результаты опытов. Приведите уравнения реакций окисления этилового и изоамилового спирта.

Опыт 3. Качественная реакция многоатомных спиртов. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди

Налейте в пробирку 2 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия и 0,5 мл раствора сульфата меди. К образовавшемуся студенистому осадку голубого цвета добавьте 0,5 мл глицерина и встряхните пробирку.

Отметьте происходящие изменения и объясните их. Напишите уравнения реакций.

Фенолы

Опыт 1. Взаимодействие фенолов с хлоридом железа(Ш)

Приготовьте по 2 мл водных растворов фенола, пирокатехина, резорцина, гидрохинона. В каждую пробирку добавьте несколько капель раствора хлорида железа (III).

Раствор пирокатехина окрашивается в изумрудно-зеленый цвет, растворы фенола и резорцина - в фиолетовый. Раствор гидрохинона сначала зеленеет, затем буреет и при стоянии из него выпадают красивые темнозеленые игольчатые кристаллы хингидрона.

Опыт 2. Окисление фенола

К 1 мл водного раствора фенола добавьте 1 мл раствора карбоната натрия. Затем при встряхивании прилейте по каплям раствор перманганата калия. Раствор обесцвечивается и выпадает бурый осадок.

Объясните изменение окраски.

Альдегиды и кетоны

Опыт 1. Реакция окисления альдегидов (реакция серебряного зеркала)

о

В чистую пробирку налейте 1-2 см азотнокислого серебра и добавь- те 1-2 см раствора аммиака (до полного растворения гидроксида серебра).

о

К полученному раствору добавьте 1-2 см' формалина и нагрейте на кипящей водяной бане. Приведите уравнения реакции.

Опыт 2. Цветная реакция на ацетон

В маленькую пробирку внесите 1 каплю раствора нитропруссида натрия, 5 капель воды, 1 каплю ацетона. При добавлении 1 капли раствора гидроксида натрия смесь окрашивается в красный цвет, который при добавлении 1 капли раствора уксусной кислоты СН3СООН принимает вишневокрасный оттенок.

Опыт 3. Альдольно-кротоновая конденсация уксусного альдегида

В пробирку поместите 0.5 мл уксусного альдегида и 0,5 мл раствора гидроксида натрия. Осторожно нагрейте содержимое пробирки до кипения. Жидкость постепенно приобретает резкий запах, желтеет и буреет, на дне пробирки выделяется полужидкая «альдегидная смола». Приведите уравнение реакции.

Карбоновые кислоты

Опыт 1. Определение кислых свойств карбоновых кислот

по индикатору

В три пробирки отдельно налейте раствор уксусной, муравьиной и щавелевой кислот. Во все пробирки добавьте по полоске универсальной индикаторной бумаги. Сравните действия этих кислот на универсальную индикаторную бумагу. Сделайте выводы.

Опыт 2. Получение сложных эфиров

В пробирку поместите 2 мл этилового спирта, 2 мл ледяной уксусной кислоты, 0,5 мл концентрированной серной кислоты (катализатор). Закройте пробирку газоотводной трубкой и закрепите пробирку в лапке штатива. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку-приемник под насыщенный раствор хлорида натрия. Медленно нагревайте пробирку над пламенем спиртовки до расслаивания жидкости в приемнике. Приведите уравнения реакции, объясните роль серной кислоты как катализатора реакции этерификации.

Контрольные вопросы

  • 1. Выведите формулы строения теоретически возможных изомеров пентанола и назовите по международной номенклатуре (ИЮПАК). Укажите первичные, вторичные и третичные спирты.
  • 2. Напишите уравнения реакции окисления всех изомеров бутилового спирта, назовите полученные продукты по ИЮПАК.
  • 3. Расскажите о промышленном использовании реакции адольной конденсации. Напишите уравнение реакции адольной конденсации муравьиного альдегида.
  • 4. Объясните особенности строения и свойств муравьиной кислоты.
  • 5. Распределите в порядке усиления кислотных свойств кислоты: муравьиная, валериановая, стеариновая, уксусная, пропионовая.
  • 6. Напишите уравнения следующих превращений:
    • а) 1-хлорбутан —»бутанол-2
    • б) 2-бром-З-метилпентан —> 3-мети л пентан ол-3

 

 Сделайте вывод по работе

 

Категория: Химия/Практика | Добавил: Админ
Просмотров: 27 | Загрузок: 4


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2025  Хостинг от uCoz