Лабораторная работа №14.
«Исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность, химический состав (загрязнители, макро- и микроэлементы)».
Обработка результатов исследования. Оценка качества исследуемого объекта, исходя из результатов химического анализа
Цель: Решение практико-ориентированных расчетных заданий на исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность, химический состав.
Задачи практического занятия:
1. Закрепить практические знания на исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность, химический состав.
2. Выполнить расчетные задачи.
Оборудование: тетрадь для практических занятий, карандаш, линейка, стакан объемом 50 мл, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы, стеклянная лопаточка, мерный цилиндр, соли, холодная кипяченая вода.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник О.С. Габриелян «Химия 11 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа» 2014
2. Адрес публикации: https://studfile.net/preview/6181079/page:8/
3. Адрес публикации: https://chem-ege.sdamgia.ru/test?theme=144
4. Адрес публикации: https://poznayka.org/s65104t1.html
5. https://урок.рф/library/urok_40_tema_kolichestvennoe_opredelenie_hlori_084006.html
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
2. Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Ход работы:
Практическая работа
Кислотность, щелочность и буферность почв
Цель: ознакомится с лабораторными методами определения реакции почвенного раствора.
Материалы: образцы почвы, фарфоровые ступки с пестиком, поднос, колба с дистиллированной водой, пробирки, весы, сито (1 мм), безугольные фильтры, воронки, универсальный индикатор.
Задание: определите актуальную кислотность почвы с помощью индикаторов.
Ход работы
1. Небольшое количество почвенного материала, взятое из отдельного образца почвы, очистить от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней и др.).
2. Просеять и растереть пестиком в фарфоровой ступке до максимально возможной однородной рассыпчатой массы.
3. В коническую колбу емкостью 250 см3 поместить 25 г почвенной массы. Колбу наполовину (125 г) залить дистиллированной водой. Затем содержимое колбы несколько раз аккуратно взболтать и оставить отстаиваться на 5–10 минут. Полученную после отстаивания водную вытяжку фильтровать.
4. Отфильтрованную водную вытяжку (5 см) наливают в пробирку и добавляют в нее около 0,25 см3 универсального индикатора, вследствие чего полученная смесь окрасится в определенный цвет. Пробирку со смесью встряхнуть для равномерного распределения окраски.
5. рН испытуемого раствора определить, сравнивая его окраску с цветной шкалой, приложенной к «универсальному индикатору» для определения рН [4].
6. Записать результат определения в таблицу 5.
Таблица 5. Результаты определения рН почвы
|
Номер пробы (образца)
|
Окраска водной вытяжки
|
рН
|
|
|
|
|
Для характеристики актуальной кислотности (щелочности), то есть реакции почвы, определяют величину рН суспензии почвы в воде. В зависимости от величины рН реакция почв может быть:
– 3,0–4,5 – сильнокислая;
– 4,6–5,5 – кислая;
– 5,6–6,5 – слабокислая;
– 6,6–7,0 – нейтральная;
– 7,1–7,5 – слабощелочная;
– 7,6–8,5 – щелочная;
– > 8,5 – сильнощелочная.
7. Сделать вывод.
|