Практическое занятие №7, 8
Тема:
7. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
8. Прогнозирование изменений возрастной структуры населения отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.
Практическая работа
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
Цель работы: Научиться анализировать половозрастные пирамиды, сравнивать половые и возрастные структуры населения в странах различных типов воспроизводства населения.
Задачи:
1. Определить и сравнить соотношение между мужским и женским населением разных возрастов в отдельных странах мира.
2. Сравнить половую структуру населения в странах различных типов воспроизводства населения.
3. Сравнить возрастную структуру населения в странах различных типов воспроизводства населения.
4. Сделать вывод об особенностях возрастного и полового состава населения в странах с различным типом воспроизводства населения.
Оборудование и материалы: половозрастные пирамиды стран первого и второго типа воспроизводства населения, статистические данные, калькулятор, тетрадь для практических работ по географии, письменные принадлежности.
Планируемые результаты:
1. Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия: базовые логические действия - выявлять закономерности в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи; базовые исследовательские действия - выявлять причинно-следственные связи, находить аргументы для доказательства своих утверждений; - владеть научной терминологией, ключевыми понятиями; работа с информацией - использовать половозрастные пирамиды как источники географической информации для анализа, систематизации и интерпретации информации;
2. Предметные результаты - устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения; - формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения: - сравнивать половую и возрастную структуру населения в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
Форма представления результатов практической работы: по выбору обучающихся.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 1 час
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Краткий теоретический материал
Структура населения – это деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям.
Половой состав неоднороден в разрезе стран и регионов. В большинстве стран Азии и в некоторых странах Африки количество мужчин превышает количество женщин. Особенно велик перевес мужчин в Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Пакистан), а также в арабо-мусульманскихстранах Юго-Западной Азии. Один из самых больших перевесов мужского населения отмечается в ОАЭ – 274 мужчины на 100 женщин. Преобладание женщин характерно для половины стран мира (особенно в Европе).
При анализе возрастного состава населения принято выделять три возрастные группы: дети и подростки (0-14 лет); трудоспособное население (15-64 года) и старший возраст (65 лет и старше).
Для визуализации возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы.
Для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения (I) характерно неширокое основание (низкая доля детей 20-25% и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых людей около 20%).
Для пирамиды стран со вторым типом воспроизводства (II) характерно очень широкое основание (доля детей около 40-45 % и чрезвычайно узкий верх (доля пожилого населения не превышает 5-6 %).
ХОД РАБОТЫ
1. Выберите для сравнения половой и возрастной структуры населения страны с различными типами воспроизводства населения.
2. Проанализируйте данные половозрастных пирамид стран первого и второго типа воспроизводства населения.
Используйте при выполнении анализа следующий порядок действий: - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением в возрасте до 15 лет; - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 20-24 годам; - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 40 -44 годам; - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 60-64 годам; - определите, как изменялась рождаемость за последние 10 лет; - определите соотношение доли молодых и доли старших возрастов в населении сравниваемых стран. 3. Сделайте вывод об особенностях возрастного и полового состава населения в странах с различным типом воспроизводства населения.
Задание 1. Используя данные таблицы 1, определите долю населения в возрасте до 15 лет в общей численности населения стран.
Сформулируйте вывод о доли населения до 15 лет в разных странах.
Задание 2. По статистическим данным таблицы 2, определите количество трудовых ресурсов и количество экономически активного населения Германии и Судана. Экономически активное население в развитых странах около 70 % от трудовых ресурсов, а в развивающихся не более 50 %.
Таблица 2 -Экономически активное население в Германии и Судане
|
Показатели
|
Германия
|
Судан
|
|
Численность населения,
млн. чел
|
84 607 016
|
46 874 204
|
|
Процент людей младше
15 лет, %
|
14,0
|
41,0
|
|
Процент людей в
возрасте от 15 до 65 лет,
%
|
62,97
|
56,35
|
|
Процент людей старше
64 лет, %
|
23,28
|
3,19
|
|
Количество
трудовых
ресурсов
|
|
|
|
Количество
экономически
активного населения
|
|
|
Сформулируйте вывод о влиянии экономически активного населения на уровень развития страны.
Задание 3. Проанализировать половозрастную пирамиду (рисунок 1) за 1990 – 2018 годы, Результаты занести в таблицу 3.
Таблица 3 – Показатели структуры населения
|
Годы
|
Количество
родившихся
детей, тыс.
чел
|
Возраст, с
которого
начинается
превышение
количества
женщин, лет
|
Средняя
продолжительность
жизни, лет
|
Общая
численность
населения,
тыс. чел.
|
|
1990
|
|
|
|
|
|
2000
|
|
|
|
|
|
2018
|
|
|
|
|
Сделайте выводы:
а) как изменяется соотношение мужчин и женщин. Как изменяется соотношение основных возрастных групп;
б) проследить изменение рождаемости за последние двадцать лет. Как изменилась рождаемость, смертность, продолжительность жизни. Укажите причины этих изменений.
в) какие меры надо предпринять в нашем государстве для увеличения рождаемости, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни.
Контрольные вопросы
1. Отличие половозрастной пирамиды стран с первым типом воспроизводства от второго?
2. Причины преобладания мужчин в разных странах.
3. Причины низкой доли пожилого населения в странах с первым типом воспроизводства?
|