Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Откуда вы пришли на наш сайт?
Всего ответов: 122

 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » География/Практика

​​​​​​​Практическое занятие №7, 8 Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения
[ (742.9 Kb) ] 30.09.2025, 19:28

Практическое занятие №7, 8

Тема:

7. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.

8. Прогнозирование изменений возрастной структуры населения отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.

 

Практическая работа

1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.

 

Цель работы: Научиться анализировать половозрастные пирамиды, сравнивать половые и возрастные структуры населения в странах различных типов воспроизводства населения.

 

Задачи:

1. Определить и сравнить соотношение между мужским и женским населением разных возрастов в отдельных странах мира.

2. Сравнить половую структуру населения в странах различных типов воспроизводства населения.

3. Сравнить возрастную структуру населения в странах различных типов воспроизводства населения.

4. Сделать вывод об особенностях возрастного и полового состава населения в странах с различным типом воспроизводства населения.

 

 

Оборудование и материалы: половозрастные пирамиды стран первого и второго типа воспроизводства населения, статистические данные, калькулятор, тетрадь для практических работ по географии, письменные принадлежности.

 

Планируемые результаты:

1. Метапредметные результаты

а) универсальные познавательные действия: базовые логические действия - выявлять закономерности в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи; базовые исследовательские действия - выявлять причинно-следственные связи, находить аргументы для доказательства своих утверждений; - владеть научной терминологией, ключевыми понятиями; работа с информацией - использовать половозрастные пирамиды как источники географической информации для анализа, систематизации и интерпретации информации;

2. Предметные результаты - устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения; - формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;

 

Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения: - сравнивать половую и возрастную структуру населения в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.

 

Форма представления результатов практической работы: по выбору обучающихся.

 

Освоены следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Количество часов: 1 час

 

Критерии оценки:

 

Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.

 

Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.

 

Краткий теоретический материал

 

Структура населения – это деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям.

Половой состав неоднороден в разрезе стран и регионов. В большинстве стран Азии и в некоторых странах Африки количество мужчин превышает количество женщин. Особенно велик перевес мужчин в Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Пакистан), а также в арабо-мусульманскихстранах Юго-Западной Азии. Один из самых больших перевесов мужского населения отмечается в ОАЭ – 274 мужчины на 100 женщин. Преобладание женщин характерно для половины стран мира (особенно в Европе).

При анализе возрастного состава населения принято выделять три возрастные группы: дети и подростки (0-14 лет); трудоспособное население (15-64 года) и старший возраст (65 лет и старше).

Для визуализации возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы.

 

Для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения (I) характерно неширокое основание (низкая доля детей 20-25% и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых людей около 20%).

Для пирамиды стран со вторым типом воспроизводства (II) характерно очень широкое основание (доля детей около 40-45 % и чрезвычайно узкий верх (доля пожилого населения не превышает 5-6 %).

ХОД РАБОТЫ

 

1. Выберите для сравнения половой и возрастной структуры населения страны с различными типами воспроизводства населения.

2. Проанализируйте данные половозрастных пирамид стран первого и второго типа воспроизводства населения.

Используйте при выполнении анализа следующий порядок действий: - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением в возрасте до 15 лет; - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 20-24 годам; - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 40 -44 годам; - определите и сравните соотношение между мужским и женским населением к 60-64 годам; - определите, как изменялась рождаемость за последние 10 лет; - определите соотношение доли молодых и доли старших возрастов в населении сравниваемых стран. 3. Сделайте вывод об особенностях возрастного и полового состава населения в странах с различным типом воспроизводства населения.

 

 

 

Задание 1. Используя данные таблицы 1, определите долю населения в возрасте до 15 лет в общей численности населения стран.

 

Сформулируйте вывод о доли населения до 15 лет в разных странах.

Задание 2. По статистическим данным таблицы 2, определите количество трудовых ресурсов и количество экономически активного населения Германии и Судана. Экономически активное население в развитых странах около 70 % от трудовых ресурсов, а в развивающихся не более 50 %.

 

Таблица 2 -Экономически активное население в Германии и Судане

 

Показатели

Германия

Судан

Численность населения,

млн. чел

84 607 016

 

46 874 204

 

Процент людей младше

15 лет, %

14,0

41,0

Процент людей в

возрасте от 15 до 65 лет,

%

62,97

 

56,35

 

Процент людей старше

64 лет, %

23,28

 

3,19

 

Количество

трудовых

ресурсов

 

 

Количество

экономически

активного населения

 

 

 

Сформулируйте вывод о влиянии экономически активного населения на уровень развития страны.

 

Задание 3. Проанализировать половозрастную пирамиду (рисунок 1) за 1990 – 2018 годы, Результаты занести в таблицу 3.

Таблица 3 – Показатели структуры населения

 

Годы

Количество

родившихся

детей, тыс.

чел

Возраст, с

которого

начинается

превышение

количества

женщин, лет

Средняя

продолжительность

жизни, лет

Общая

численность

населения,

тыс. чел.

1990

 

 

 

 

2000

 

 

 

 

2018

 

 

 

 

Сделайте выводы:

а) как изменяется соотношение мужчин и женщин. Как изменяется соотношение основных возрастных групп;

б) проследить изменение рождаемости за последние двадцать лет. Как изменилась рождаемость, смертность, продолжительность жизни. Укажите причины этих изменений.

в) какие меры надо предпринять в нашем государстве для увеличения рождаемости, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни.

 

Контрольные вопросы

1. Отличие половозрастной пирамиды стран с первым типом воспроизводства от второго?

2. Причины преобладания мужчин в разных странах.

3. Причины низкой доли пожилого населения в странах с первым типом воспроизводства?

Категория: География/Практика | Добавил: Админ
Просмотров: 348 | Загрузок: 13


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2025  Хостинг от uCoz