Профессионально-ориентированное обучение
Практическое занятие №2
Тема: Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями или глобальными изменениями климата или загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения/исследования.
Цель работы: определить цели и задачи проведения учебных наблюдений / исследований опасных природных явлений глобальных изменений климата / загрязнений мирового океана, выбирать формы фиксации результатов наблюдения / исследования.
Задачи:
1. Выбрать объект учебного исследования.
2. Составить план проведения исследования.
3. Выбрать форму фиксации результатов наблюдения/исследования.
4. Обсудить результаты учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/ глобальными изменениями климата/ загрязнением Мирового океана
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебник, тетрадь для практических работ, письменные принадлежности, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году»
Интернет-ресурсы (возможно): - «Климатический хаос»,- «Загрязнение Мирового океана»,
- Опасные природные гидрометеорологические явления,- Прогнозирование опасных природных явлений
учебник Домогацких Е. М. География: экономическая и социальная география мира в 2-х ч. : учебник 10-11 класс /Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – Москва: Русское слово, 2020 – Текст : электронный // ЭБС Айбукс - Текст: электронный. – Режим доступа:
для авториз. пользователей; Максаковский В. П. География 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень /В. П. Максаковский. – Москва: Просвещение, 2016 – 416 с. – Текст : непосредственный; справочная литература.
Планируемые результаты:
1. Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия: базовые логические действия - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; базовые исследовательские действия - актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; работа с информацией - выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
2. Предметные результаты - определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; - выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования; - формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников.
Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения:
- определять цели и задачи проведения учебных наблюдений/исследований опасных природных явлений;
- выбирать форму фиксации результатов наблюдения/исследования.
- обсуждать результаты учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/ глобальными изменениями климата/ загрязнением Мирового океана.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Краткий теоретический материал
Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают весь мир, создают реальную угрозу существованию человечества или ограничивают его развитие и, как правило, требуют для своего решения совместных действий всех стран и народов.
Изучение глобальных проблем – особая отрасль знаний, которая называется глобалистикой.
Глобальные проблемы человечества можно разделить на несколько групп:
1) проблемы общественного характера, носящие наиболее универсальный характер,
- предотвращения ядерной войны, управляемости миром, преодоления отсталости слаборазвитых стран и др;
2) проблемы преимущественно природно-экономического характера – экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана и др;
3) проблемы преимущественно социального характера – демографическая, межэтнических конфликтов, дефицита свободы и демократии, кризиса культуры и нравственности, здоровья людей, урбанизации и др;
4) проблемы смешанного характера, нерешённость которых неизбежно ведёт к массовой гибели людей, - природных катастроф, технологических (производственных) аварий, региональных конфликтов, организованной преступности, терроризма и др;
5) проблемы, связанные с прогрессом науки, - освоение околоземного и межпланетного пространства, исследование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и др;
Геоглобалистика – направление в географии, занимающееся изучением глобальных проблем.
ХОД РАБОТЫ
1. Выберите объект исследования: опасные природные явления, глобальные изменения климата или загрязнение Мирового океана.
2. Соберите информацию по выбранной проблеме.
3. Сформулируйте проблему, связанную с опасными природными явлениями, глобальными изменениями климата или загрязнением Мирового океана.
4. Сформулируйте гипотезу исследования.
5. Сформулируйте цель исследования. Используйте для формулировки цели глаголы выявить / разработать / установить / показать / обосновать / исследовать / уточнить…
6. Определите задачи исследования, направленные на достижение цели исследования. Используйте для формулировки задач глаголы: выяснить / рассмотреть / изучить / найти / провести / описать…
7. Выберите форму фиксации результатов наблюдения/исследования: доклад / отчёт / статья / тезисы / реферат…
8. Обсудите в группе результаты учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/ глобальными изменениями климата/ загрязнением Мирового океана.
Задание 1. Используя учебник, Интернет-ресурс, выполните задания.
Заполните таблицу 1. «Сущность некоторых глобальных проблем человечества»
|
Проблема
|
Сущность
проблемы
|
Причины
возникновения
(или обострения)
|
Географическое
распространение
проблемы
|
Пути
решения
проблемы
|
|
1. Экологическая
|
|
|
|
|
|
2. Демографическая
|
|
|
|
|
|
3. Проблема разоружения и сохранения мира на
Земле
|
|
|
|
|
|
4. Продовольственная.
|
|
|
|
|
|
5. Энергетическая и
сырьевая
|
|
|
|
|
|
6. Проблема
использования Мирового океана
|
|
|
|
|
|
7. Мирное освоение
Космоса
|
|
|
|
|
Задание 2. Нарисуйте схему, раскрывающую взаимосвязь экологической проблемы с другими глобальными проблемами.
Задание 3.
Используя условные обозначения карты атласа «Экологические проблемы мира», выделите наиболее загрязненные участки окружающей среды и заполните таблицу.
|
Виды загрязнений
|
Европа
|
Азия
|
Африка
|
Америка
|
|
Арктическое опустынивание
|
|
|
|
|
|
Аридное опустынивание
|
|
|
|
|
|
Обезлесение
|
|
|
|
|
|
Почвенная эрозия
|
|
|
|
|
|
Нефтяное загрязнение Мирового океана
|
|
|
|
|
|
Выпадение кислотных дождей
|
|
|
|
|
|
Промышленно-городское загрязнение атмосферы
|
|
|
|
|
|
Комплексное нарушение земель
|
|
|
|
|
|
Радиоактивное загрязнение
|
|
|
|
|
|
Разрушение берегов
|
|
|
|
|
Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации.
|