Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
А на сколько счастливы вы?
Всего ответов: 132

 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » География/Практика

Практическое занятие №1 Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации.
[ (39.7 Kb) ] 30.09.2025, 20:01

Практическое занятие №1

Тема: Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации.

 

Цель работы: классифицировать ландшафты с использованием источников географической информации.

 

Задачи:

1. Выбрать источники географической информации, необходимые для выполнения работы.

2. Выявить и охарактеризовать существенные признаки естественного и антропогенного ландшафтов.

3. Классифицировать ландшафты на основе выбранного существенного признака классификации.

4. Сформулировать вывод на основе анализа и интерпретации информации из различных источников.

 

Оборудование: Физическая карта мира, теоретический материал для самостоятельного изучения, фотографии ландшафтов.

; учебник Домогацких Е. М. География: экономическая и социальная география мира в 2-х ч. : учебник 10-11 класс /Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – Москва: Русское слово, 2020 – Текст : электронный // ЭБС Айбукс - Текст: электронный. – Режим доступа:

для авториз. пользователей; Максаковский В. П. География 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень /В. П. Максаковский. – Москва: Просвещение, 2016 – 416 с. – Текст : непосредственный; справочная литература.

- Таблица 1. Перечень природных и антропогенных ландшафтов

- Таблица 2. Классификация природных ландшафтов (в качестве примера для заполнения)

- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/

 

Планируемые результаты:

1.Метапредметные результаты

а) универсальные познавательные действия: базовые логические действия

- устанавливать существенный признак или основания для классификации географических объектов и обобщения;

базовые исследовательские действия

- владеть способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических географических задач;

работа с информацией

- выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;

- оценивать достоверность информации;

 

2.Предметные результаты

- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений для классификации ландшафтов с использованием источников географической информации;

- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников.

 

Форма представления результатов практической работы: схема / кластер / таблица.

 

Освоены следующие компетенции:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

 

Количество часов: 2 часа.

 

Критерии оценки:

Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.

Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.

 

 

Краткий теоретический материал

 

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества.

Она как важнейший источник ресурсов и среда обитания оказывает существенное влияние как на культурную жизнь в целом, так и на настроение и здоровье конкретных людей.

Вся история человечества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой, в процессе которого между ними происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло.

Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные). Доля антропогенных ландшафтов на поверхности Земли составляет около 60% суши, причем примерно 20% преобразованы крайне глубоко.

Ландшафт и его виды. Ландшафт – участок земной поверхности, в пределах которого рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир тесно взаимосвязаны и находятся в сложном взаимодействии.

Одна из первых классификаций ландшафтов принадлежит В. П. Семенову-Тян-Шанскому, который по степени воздействия человека все пейзажи (так он называл ландшафты) подразделял на следующие:

- первобытные (девственные);

- полудикие (слабо затронутые влиянием человека);

культурные (преобразованные);

- дичающие (частично самовозобновляющиеся в результате упадка человеческой культуры);

- одичавшие (с возобновлением всех элементов первобытного ландшафта).

После В. П. Семенова-Тян-Шанского было предложено много классификаций, мы же ограничимся

делением геокомплексов на три группы (что характерно для Северо-Западного региона России): естественные, измененные и окультуренные.

Естественные (с ненарушенным строением). Эти комплексы могут посещаться человеком, а также находиться под влиянием соседних измененных комплексов. Но все эти внешние по отношению к комплексу влияния не изменяют его структуры.

Измененные (с нарушенным строением). К этой группе относятся, во-первых, антропогенно-естественные комплексы, т. е. возникшие под воздействием человека, например, пойменные луга, которые образуются на месте вырубленного у реки леса.

 

Во-вторых, к этой группе относятся антропогенно-восстанавливаемые комплексы, т. е. находящиеся в процессе своего восстановления. Так, сосновый зеленомошный лес, возникший под влиянием человека (вырубка коренного леса, пожар), через некоторое время превращается в ельник-зеленомошник, который является зональным типом для данного района.

В-третьих, в эту группу входят антропогенно-деградируемые комплексы, формирующиеся при разрушении окультуренных (преобразованных) геокомплексов.

Процессы, разрушающие структуру окультуренного комплекса - это эрозия, засоление, заболачивание, возникновение развеваемых песков и т. п.

Окультуренные (преобразованные) - целенаправленно измененные.

Так, на Северо-Западе России в отдельных местах наблюдается зарастание лесом заброшенных пашен и суходольных лугов.

 

На заре человеческой цивилизации Земля состояла почти полностью их естественных ландшафтов, практически лишенных следов деятельности людей. Впоследствии подавляющее большинство естественных ландшафтов перешло в категорию антропогенных, т.е. видоизмененных человеком. В отличие от естественных ландшафтов, где природные процессы саморегулируются, антропогенные ландшафты во многом регулируются человеком, и часто плохо.

 

Будущее за культурными ландшафтами, т.е. ландшафтами, сильно и целенаправленно измененными деятельностью человека, ландшафтами оптимизированными, улучшенными в интересах общества. Создаваемый человеком ландшафт, продолжая развиваться по природным законам, приобретает новые, качественно иные особенности по сравнению с прежним, естественным своим состоянием. При этом для культурного ландшафта характерно равновесное состояние системы, т.е. гармония между производственной деятельностью человека и природой.

 

Целесообразно различать три понятия: «антропогенное происхождение», «антропогенное изменение» и «антропогенное преобразование».

Антропогенными по происхождению являются преимущественно простые геосистемы - фации, урочища и реже местности (группы урочищ).

Применительно к геосистемам более высокого ранга лучше использовать понятие «антропогенное изменение» (ландшафты, округа, провинции и т. п.).

Антропогенно-преобразованными могут быть только культурные ландшафты.

Ю. Г. Саушкин дал следующее определение этому понятию: «Культурным ландшафтом называется такой ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему труда человеческого общества так изменило соотношение предметов и явлений природы, что ландшафт приобрел новые, качественно иные особенности по сравнению с прежним, естественным своим состоянием».

В пределах культурного ландшафта обычно выделяют участки трех типов:

Продуктивное ядро ландшафта - участок интенсивного технологического воздействия (поля, сады, виноградники и т. п.).

Рекреационная микрозона - парки, зеленый пояс, используемый для отдыха населения, коллективные сады и т. п.

 

Заповедная территория - условно неизменные природные комплексы с ненарушенной структурой. Главный отличительный признак этой территории - полный запрет хозяйственной деятельности.

Каково должно быть соотношение между тремя структурными частями культурного ландшафта? Ответить на этот вопрос нелегко. Д. Л. Арманд считает, что около 90% территории земли, которая может быть освоена, следует отвести под сельское хозяйство и эксплуатируемые леса, 9% -под рекреацию, около 1% - под заповедники.

По типу использования ландшафтов, а следовательно, и направленности антропогенного изменения их можно разделить на три группы:

Сельскохозяйственные ландшафты — это ландшафты, измененные в процессе сельскохозяйственного труда населения (растениеводство, животноводство и другие отрасли). Под влиянием человека естественный растительный покров в них заменяется полевыми и луговыми культурами, а также фруктовыми садами, пасеками и т. п. Все это существенно изменяет природную геосистему. Особенно сильно трансформируется тепловой и водный режим территории. Так, испарение и сток в сельскохозяйственных ландшафтах происходит интенсивнее, чем на территориях, покрытых лесом.

На полях задерживается меньше влаги, но тепловой обмен выражен ярче, поскольку приток радиации на поверхность больше, чем в лесу. Это оказывает влияние на деятельность микроорганизмов, характер процессов почвообразования и др.

Лесохозяйственные ландшафты – это ландшафты, измененные в процессе лесопользования. Наименее нарушены геосистемы, в которых преобладают леса, имеющие водоохранное, почвозащитное значение.

 

Горнопромышленные ландшафты - это ландшафты, измененные в результате добычи полезных ископаемых, главным образом открытым способом. В геосистемах происходит коренное изменение литогенной основы ландшафтов, почв, растительности.

 

Кроме указанных групп, по типу использования выделяются также следующие виды антропогенных ландшафтов:

водохозяйственные - используемые в целях ведения водного хозяйства и изменяемые в процессе мелиоративного строительства; рекреационные - используемые и изменяемые в процессе организации отдыха населения; застроенные территории - геосистемы городов и сельских поселений.

 

Геотехническими называют системы, в которых в составе единого целого функционируют элементы природы и техники, контроля, регулирования, управления.

Данный подход сформулировался на основе изучения взаимодействия крупных гидротехнических сооружений с ландшафтами прилегающих территорий (водохранилища ГЭС и ландшафт, каналы и ландшафт).

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Выберите источники географической информации, необходимые для выполнения работы.

2. Выявите и охарактеризуйте существенные признаки естественного (природного) и антропогенного ландшафтов.

3. Выберите основания для классификации ландшафтов.

4. Классифицируйте ландшафты по выбранному основанию. Воспользуйтесь (при необходимости) данными Таблицы 1. Перечень природных и антропогенных ландшафтов. Дополните (при необходимости) Таблицу 1 примерами природных и антропогенных ландшафтов.

5. Выберите форму визуализации результатов классификации ландшафтов.

6. Визуализируйте полученные результаты классификации природных и антропогенных ландшафтов.

 

Таблица 1. Перечень природных и антропогенных ландшафтов.

 

Природные ландшафты

Антропогенные ландшафты

лесостепной, экваториальный, умеренноконтинентальный, равнинный, суббореальный, ландшафты междуречий, широколиственно-лесной, приокеанический, тропический, степной, полупустынный, резко континентальный, пустынный, горизонтальная природная зональность, арктический, субарктический, бореальный, горный, субтропический, континентальный, ландшафты крупных речных долин, вертикальная (высотная) природная зональность, субэкватореальный

техногенный, пирогенный, пашенный, селитебный, лесной, водный, сельскохозяйственный, рекреационный, заповедный

 

Таблица 2. Классификация природных ландшафтов.

 

Основание для классификации

Почвенно - геоботанические характеристики

Проявление природной зональности

Термические параметры географических поясов

Морфологические структуры мегарельефа

Особенности морфологии и происхождения рельефа

Специфика атмосфер ной циркуляции

Тип контакта и взаимодействия геосфер

Примеры природных ландшафтов

широколиственно-лесной, лесостепной, пустынный, полупустынный

горизонтальная природная зональность

вертикальная (высотная) природная зональность

равнинный, горный

ландшафты междуречий, ландшафты крупных речных долин

Умеренно континентальный, континен тальный, резко континентальный, приокеанический

Наземные, земноводные, водные, донные

 

Задание 1. Используя вышеприведённый теоретический материал, выявите и охарактеризуйте существенные признаки естественного (природного) и антропогенного ландшафтов. Выберите общие признаки ландшафтов для классификации. Выполните классификацию ландшафтов по выбранным признакам по таблице 1. Дополните (при необходимости) таблицу примерами природных и антропогенных ландшафтов.

 

Таблица 1 – Признаки ландшафтов

 

Признаки

ландшафтов

Естественный

Антропогенный

Примеры

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: Запишите выводы по проведенной классификации.

 

Задание 2. Используя текст, составьте схему «Виды ландшафтов».

 

 

Задание 3. Определите, к какому типу антропогенных ландшафтов относятся:

кукурузное поле, плотина ГЭС, завод, заповедник, участок под выпас скота, санаторий, карьер по добычи известняка, ферма, улица с жилыми домами.

 

Отчет по работе:

1. Запишите название практической работы и её цель.

2. Запишите определение географической среды, ландшафта, естественного ландшафта, антропогенного ландшафта.

3. Заполните таблицу 1 «Признаки ландшафта».

4. Зарисуйте схему «Виды ландшафтов».

5. Выполните задание 3 в тетради.

6. Сформулируйте вывод.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое географическая среда?

2. Что такое ландшафт?

3. Какова доля естественных (природных) ландшафтов на Земле?

4. Приведите различия между понятиями «антропогенное происхождение», «антропогенное изменение» и «антропогенное преобразование».

5. Что такое культурный ландшафт? Виды культурного ландшафта.

Категория: География/Практика | Добавил: Админ
Просмотров: 655 | Загрузок: 17


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2025  Хостинг от uCoz