Практическое занятие №1
Тема: Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации.
Цель работы: классифицировать ландшафты с использованием источников географической информации.
Задачи:
1. Выбрать источники географической информации, необходимые для выполнения работы.
2. Выявить и охарактеризовать существенные признаки естественного и антропогенного ландшафтов.
3. Классифицировать ландшафты на основе выбранного существенного признака классификации.
4. Сформулировать вывод на основе анализа и интерпретации информации из различных источников.
Оборудование: Физическая карта мира, теоретический материал для самостоятельного изучения, фотографии ландшафтов.
; учебник Домогацких Е. М. География: экономическая и социальная география мира в 2-х ч. : учебник 10-11 класс /Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – Москва: Русское слово, 2020 – Текст : электронный // ЭБС Айбукс - Текст: электронный. – Режим доступа:
для авториз. пользователей; Максаковский В. П. География 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень /В. П. Максаковский. – Москва: Просвещение, 2016 – 416 с. – Текст : непосредственный; справочная литература.
- Таблица 1. Перечень природных и антропогенных ландшафтов
- Таблица 2. Классификация природных ландшафтов (в качестве примера для заполнения)
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/
Планируемые результаты:
1.Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия: базовые логические действия
- устанавливать существенный признак или основания для классификации географических объектов и обобщения;
базовые исследовательские действия
- владеть способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических географических задач;
работа с информацией
- выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;
- оценивать достоверность информации;
2.Предметные результаты
- использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений для классификации ландшафтов с использованием источников географической информации;
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников.
Форма представления результатов практической работы: схема / кластер / таблица.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Краткий теоретический материал
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества.
Она как важнейший источник ресурсов и среда обитания оказывает существенное влияние как на культурную жизнь в целом, так и на настроение и здоровье конкретных людей.
Вся история человечества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой, в процессе которого между ними происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло.
Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные). Доля антропогенных ландшафтов на поверхности Земли составляет около 60% суши, причем примерно 20% преобразованы крайне глубоко.
Ландшафт и его виды. Ландшафт – участок земной поверхности, в пределах которого рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир тесно взаимосвязаны и находятся в сложном взаимодействии.
Одна из первых классификаций ландшафтов принадлежит В. П. Семенову-Тян-Шанскому, который по степени воздействия человека все пейзажи (так он называл ландшафты) подразделял на следующие:
- первобытные (девственные);
- полудикие (слабо затронутые влиянием человека);
культурные (преобразованные);
- дичающие (частично самовозобновляющиеся в результате упадка человеческой культуры);
- одичавшие (с возобновлением всех элементов первобытного ландшафта).
После В. П. Семенова-Тян-Шанского было предложено много классификаций, мы же ограничимся
делением геокомплексов на три группы (что характерно для Северо-Западного региона России): естественные, измененные и окультуренные.
Естественные (с ненарушенным строением). Эти комплексы могут посещаться человеком, а также находиться под влиянием соседних измененных комплексов. Но все эти внешние по отношению к комплексу влияния не изменяют его структуры.
Измененные (с нарушенным строением). К этой группе относятся, во-первых, антропогенно-естественные комплексы, т. е. возникшие под воздействием человека, например, пойменные луга, которые образуются на месте вырубленного у реки леса.
Во-вторых, к этой группе относятся антропогенно-восстанавливаемые комплексы, т. е. находящиеся в процессе своего восстановления. Так, сосновый зеленомошный лес, возникший под влиянием человека (вырубка коренного леса, пожар), через некоторое время превращается в ельник-зеленомошник, который является зональным типом для данного района.
В-третьих, в эту группу входят антропогенно-деградируемые комплексы, формирующиеся при разрушении окультуренных (преобразованных) геокомплексов.
Процессы, разрушающие структуру окультуренного комплекса - это эрозия, засоление, заболачивание, возникновение развеваемых песков и т. п.
Окультуренные (преобразованные) - целенаправленно измененные.
Так, на Северо-Западе России в отдельных местах наблюдается зарастание лесом заброшенных пашен и суходольных лугов.
На заре человеческой цивилизации Земля состояла почти полностью их естественных ландшафтов, практически лишенных следов деятельности людей. Впоследствии подавляющее большинство естественных ландшафтов перешло в категорию антропогенных, т.е. видоизмененных человеком. В отличие от естественных ландшафтов, где природные процессы саморегулируются, антропогенные ландшафты во многом регулируются человеком, и часто плохо.
Будущее за культурными ландшафтами, т.е. ландшафтами, сильно и целенаправленно измененными деятельностью человека, ландшафтами оптимизированными, улучшенными в интересах общества. Создаваемый человеком ландшафт, продолжая развиваться по природным законам, приобретает новые, качественно иные особенности по сравнению с прежним, естественным своим состоянием. При этом для культурного ландшафта характерно равновесное состояние системы, т.е. гармония между производственной деятельностью человека и природой.
Целесообразно различать три понятия: «антропогенное происхождение», «антропогенное изменение» и «антропогенное преобразование».
Антропогенными по происхождению являются преимущественно простые геосистемы - фации, урочища и реже местности (группы урочищ).
Применительно к геосистемам более высокого ранга лучше использовать понятие «антропогенное изменение» (ландшафты, округа, провинции и т. п.).
Антропогенно-преобразованными могут быть только культурные ландшафты.
Ю. Г. Саушкин дал следующее определение этому понятию: «Культурным ландшафтом называется такой ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему труда человеческого общества так изменило соотношение предметов и явлений природы, что ландшафт приобрел новые, качественно иные особенности по сравнению с прежним, естественным своим состоянием».
В пределах культурного ландшафта обычно выделяют участки трех типов:
Продуктивное ядро ландшафта - участок интенсивного технологического воздействия (поля, сады, виноградники и т. п.).
Рекреационная микрозона - парки, зеленый пояс, используемый для отдыха населения, коллективные сады и т. п.
Заповедная территория - условно неизменные природные комплексы с ненарушенной структурой. Главный отличительный признак этой территории - полный запрет хозяйственной деятельности.
Каково должно быть соотношение между тремя структурными частями культурного ландшафта? Ответить на этот вопрос нелегко. Д. Л. Арманд считает, что около 90% территории земли, которая может быть освоена, следует отвести под сельское хозяйство и эксплуатируемые леса, 9% -под рекреацию, около 1% - под заповедники.
По типу использования ландшафтов, а следовательно, и направленности антропогенного изменения их можно разделить на три группы:
Сельскохозяйственные ландшафты — это ландшафты, измененные в процессе сельскохозяйственного труда населения (растениеводство, животноводство и другие отрасли). Под влиянием человека естественный растительный покров в них заменяется полевыми и луговыми культурами, а также фруктовыми садами, пасеками и т. п. Все это существенно изменяет природную геосистему. Особенно сильно трансформируется тепловой и водный режим территории. Так, испарение и сток в сельскохозяйственных ландшафтах происходит интенсивнее, чем на территориях, покрытых лесом.
На полях задерживается меньше влаги, но тепловой обмен выражен ярче, поскольку приток радиации на поверхность больше, чем в лесу. Это оказывает влияние на деятельность микроорганизмов, характер процессов почвообразования и др.
Лесохозяйственные ландшафты – это ландшафты, измененные в процессе лесопользования. Наименее нарушены геосистемы, в которых преобладают леса, имеющие водоохранное, почвозащитное значение.
Горнопромышленные ландшафты - это ландшафты, измененные в результате добычи полезных ископаемых, главным образом открытым способом. В геосистемах происходит коренное изменение литогенной основы ландшафтов, почв, растительности.
Кроме указанных групп, по типу использования выделяются также следующие виды антропогенных ландшафтов:
водохозяйственные - используемые в целях ведения водного хозяйства и изменяемые в процессе мелиоративного строительства; рекреационные - используемые и изменяемые в процессе организации отдыха населения; застроенные территории - геосистемы городов и сельских поселений.
Геотехническими называют системы, в которых в составе единого целого функционируют элементы природы и техники, контроля, регулирования, управления.
Данный подход сформулировался на основе изучения взаимодействия крупных гидротехнических сооружений с ландшафтами прилегающих территорий (водохранилища ГЭС и ландшафт, каналы и ландшафт).
ХОД РАБОТЫ
1. Выберите источники географической информации, необходимые для выполнения работы.
2. Выявите и охарактеризуйте существенные признаки естественного (природного) и антропогенного ландшафтов.
3. Выберите основания для классификации ландшафтов.
4. Классифицируйте ландшафты по выбранному основанию. Воспользуйтесь (при необходимости) данными Таблицы 1. Перечень природных и антропогенных ландшафтов. Дополните (при необходимости) Таблицу 1 примерами природных и антропогенных ландшафтов.
5. Выберите форму визуализации результатов классификации ландшафтов.
6. Визуализируйте полученные результаты классификации природных и антропогенных ландшафтов.
Таблица 1. Перечень природных и антропогенных ландшафтов.
|
Природные ландшафты
|
Антропогенные ландшафты
|
|
лесостепной, экваториальный, умеренноконтинентальный, равнинный, суббореальный, ландшафты междуречий, широколиственно-лесной, приокеанический, тропический, степной, полупустынный, резко континентальный, пустынный, горизонтальная природная зональность, арктический, субарктический, бореальный, горный, субтропический, континентальный, ландшафты крупных речных долин, вертикальная (высотная) природная зональность, субэкватореальный
|
техногенный, пирогенный, пашенный, селитебный, лесной, водный, сельскохозяйственный, рекреационный, заповедный
|
Таблица 2. Классификация природных ландшафтов.
|
Основание для классификации
|
Почвенно - геоботанические характеристики
|
Проявление природной зональности
|
Термические параметры географических поясов
|
Морфологические структуры мегарельефа
|
Особенности морфологии и происхождения рельефа
|
Специфика атмосфер ной циркуляции
|
Тип контакта и взаимодействия геосфер
|
|
Примеры природных ландшафтов
|
широколиственно-лесной, лесостепной, пустынный, полупустынный
|
горизонтальная природная зональность
|
вертикальная (высотная) природная зональность
|
равнинный, горный
|
ландшафты междуречий, ландшафты крупных речных долин
|
Умеренно континентальный, континен тальный, резко континентальный, приокеанический
|
Наземные, земноводные, водные, донные
|
Задание 1. Используя вышеприведённый теоретический материал, выявите и охарактеризуйте существенные признаки естественного (природного) и антропогенного ландшафтов. Выберите общие признаки ландшафтов для классификации. Выполните классификацию ландшафтов по выбранным признакам по таблице 1. Дополните (при необходимости) таблицу примерами природных и антропогенных ландшафтов.
Таблица 1 – Признаки ландшафтов
|
Признаки
ландшафтов
|
Естественный
|
Антропогенный
|
Примеры
|
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: Запишите выводы по проведенной классификации.
Задание 2. Используя текст, составьте схему «Виды ландшафтов».

Задание 3. Определите, к какому типу антропогенных ландшафтов относятся:
кукурузное поле, плотина ГЭС, завод, заповедник, участок под выпас скота, санаторий, карьер по добычи известняка, ферма, улица с жилыми домами.
Отчет по работе:
1. Запишите название практической работы и её цель.
2. Запишите определение географической среды, ландшафта, естественного ландшафта, антропогенного ландшафта.
3. Заполните таблицу 1 «Признаки ландшафта».
4. Зарисуйте схему «Виды ландшафтов».
5. Выполните задание 3 в тетради.
6. Сформулируйте вывод.
Контрольные вопросы:
1. Что такое географическая среда?
2. Что такое ландшафт?
3. Какова доля естественных (природных) ландшафтов на Земле?
4. Приведите различия между понятиями «антропогенное происхождение», «антропогенное изменение» и «антропогенное преобразование».
5. Что такое культурный ландшафт? Виды культурного ландшафта.
|