Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие №16
Тема: Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации (по выбору преподавателя).
Цель работы: Сравнить по уровню социально-экономического развития страны различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической информации.
Задачи:
1. Определить значения показателей социально-экономического развития сравниваемых стран различных субрегионов зарубежной Европы.
2. Сравнить показатели социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы.
3. Сформулировать вывод на основе анализа и интерпретации информации из различных источников о социально-экономическом развитии сравниваемых стран различных субрегионов зарубежной Европы.
Оборудование и материалы: статистические данные, калькулятор, тетрадь для практических работ по географии, письменные принадлежности.
- Таблица 1. ВВП стран Европы, млрд. долл. США, 2022г.
- Таблица 2. Рейтинг стран по уровню ВВП (долл. США) на душу населения в странах Европы, паритет покупательной способности, 2022 г.
- Таблица 3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (годы), 2019 г.
- Таблица 4. Уровень грамотноcти взроcлого наcеления (15+ лет), в %, 2019 г.
- Таблица 5. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), 2021 г.
- Таблица 6 (для заполнения) «Показатели уровня социально – экономического развития стран зарубежной Европы».
Планируемые результаты:
1. Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия: базовые логические действия - устанавливать основания для сравнения географических объектов; базовые исследовательские действия - владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях; работа с информацией - выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами географии;
2. Предметные результаты - определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления; - формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения: - сравнивать страны различных субрегионов зарубежной Европы по уровню социально-экономического развития с использованием источников.
Форма представления результатов практической работы: описание, таблица
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
ХОД РАБОТЫ
1. Выберите для сравнения регионы зарубежной Европы.
2. Выберите для сравнения страны из каждого региона зарубежной Европы.
3. Определите количественные значения объёмов валового внутреннего продукта (ВВП) сравниваемых стран различных субрегионов зарубежной Европы. Для выполнения задания воспользуйтесь данными Таблицы 1.
4. Определите) для сравниваемых стран: - величину валового внутреннего продукта в расчете на душу населения. Для выполнения задания воспользуйтесь данными Таблицы 2. - ожидаемую продолжительность жизни населения. Для выполнения задания воспользуйтесь данными Таблицы 3. - уровень грамотности взрослого населения. Для выполнения задания воспользуйтесь данными Таблицы 4. - индекс развития человеческого потенциала. Для выполнения задания воспользуйтесь данными Таблицы 5.
5. Внесите полученные данные в Таблицу 6 «Показатели уровня социально – экономического развития стран зарубежной Европы».
6. Проведите анализ показателей социально-экономического развития сравниваемых стран зарубежной Европы.
7. Сформулируйте вывод о социально-экономическом развитии сравниваемых стран различных субрегионов зарубежной Европы.
Задание 1. Определить значения показателей социально-экономического развития сравниваемых стран различных субрегионов зарубежной Европы.
Сравнить показатели социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы. Сформулировать вывод на основе анализа и интерпретации информации из различных источников о социально-экономическом развитии сравниваемых стран различных субрегионов зарубежной Европы.
Задание 2. Выберите для сравнения ТРИ страны из зарубежной Европы (НА ВАШ ВЫБОР). Определите для сравниваемых стран:
а) величину ВВП в расчёте на душу населения (таблица 2);
б) ожидаемую продолжительность жизни населения (таблица 3);
в) уровень грамотности взрослого населения (таблица 4);
г) индекс развития человеческого потенциала (таблица 5).
Внесите полученные данные в таблицу 6 «Показатели уровня социально-экономического развития стран зарубежной Европы». Проведите анализ показателей социально-экономического развития сравниваемых стран зарубежной Европы. Сформулируйте вывод о социально-экономическом развитии сравниваемых стран различных субрегионов зарубежной Европы.
Таблица 6 – Показатели уровня социально-экономического развития стран зарубежной Европы
|
Показатели уровня
социально-
экономического
развития
|
Страна № 1 _______
|
Страна № 2 _______
|
Страна № 3 _______
|
|
1. ВВП страны
|
|
|
|
|
2. ВВП из расчета на
душу населения
|
|
|
|
|
3. Ожидаемая
продолжительность
жизни при рождении
|
|
|
|
|
4. Уровень
грамотности взрослого населения
|
|
|
|
|
5. Индекс развития
человеческого
потенциала (ИРЧП)
|
|
|
|
Задание 3. Составьте сравнительную экономико-географическую характеристику ДВУХ развитых стран Европы по следующим показателям, используя учебник, Интернет-ресурсы, атлас. Данные занесите в таблицу 7.
Сформулируйте выводы о причинах сходства и различия между странами и об уровне их экономического развития.
Таблица 7 – Показатели сравнительной экономико-географической характеристики стран Европы
|
Показатели
|
Страна _____
|
Страна _____
|
|
1. Экономико-географическое положение
|
|
|
|
1.1 название страны
|
|
|
|
1.2 столица
|
|
|
|
1.3 площадь
|
|
|
|
1.4 положение страны по отношению к морю и океанам (имеет/не имеет выход к морю/океану. Если имеет, то, к какому?
|
|
|
|
1.5 соседним странам
|
|
|
|
1.6 транспортным путям
|
|
|
|
2. Природно-ресурсный потенциал
|
|
|
|
3. Население (численность, прирост)
|
|
|
|
3.1 численность
|
|
|
|
3.2 состав населения
|
|
|
|
3.3 язык
|
|
|
|
4. Экономика страны, чем представлено
|
|
|
|
5. Особенности промышленности
|
|
|
Задание 4. Проанализируйте таблицу 8 и сравните демографические и социально-экономические показателей зарубежной Европы и субрегионов Европы.
Таблица 8 – Демографические и социально-экономические показатели
|
Показатели
|
Зарубежная
Европа
|
Северная
Европа
|
Западная
Европа
|
Южная
Европа
|
Восточная
Европа
|
|
Площадь,
тыс. км2
|
5014
|
1809
|
1108
|
1315
|
782
|
|
Численность
населения,
млн. чел.
|
516,2
|
93,6
|
183,1
|
144,3
|
95,2
|
|
Рождаемость,‰
|
11
|
13
|
11
|
11
|
11
|
|
Смертность, ‰
|
11
|
11
|
10
|
9
|
12
|
|
Доля городского
населения, %
|
74
|
84
|
81
|
65
|
64
|
|
ВВП на душу
населения, $
|
1500
|
18500
|
19470
|
13550
|
5260
|
Пользуясь данными таблицы 8, выполните следующие задания:
1. Определите плотность населения;
2. Рассчитайте естественный прирост населения;
3. Постройте круговую диаграмму «Соотношение городского и сельского населения в Северной и Южной Европе;
4. Постройте столбиковую диаграмму «Показатели ВВП на душу населения» (можно расположить горизонтально).
5. Сформулируйте общий вывод по полученным результатам расчётов.
Отчёт по работе:
1. Запишите тему практической работы и её цель.
2. Перечертите таблицы 6 -8, выполните соответствующие задания.
3. Сформулируйте выводы по заданиям 1 – 4
Контрольные вопросы:
1. Когда и почему Зарубежная Европа превратилась в мировой очаг
иммиграции?
2. Почему именно Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
|