Практические занятия № 5, 6
5. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору обучающихся).
6. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения.
Цель работы: Определить и сравнить темпы роста населения крупных стран, регионов мира.
Задачи:
1. Определить темпы роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира.
2. Сравнить темпы роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира.
3. Выбрать форму фиксации результатов анализа темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира.
4. Сформулировать вывод о темпах роста населения крупных по населению стран, регионов мира основе анализа и интерпретации информации из различных источников.
Оборудование: тетрадь, ручка, калькулятор, учебник по географии.
Интернет-ресурсы: - демографические карты https://history-klio.ru/maps5/demographics.html
- Население Земли: он-лайн счетчик населения мира https://countrymeters.info/ru/World
- прогноз численности населения мира: региональные особенности https://geographyofrussia.com/prognoz-chislennosti-naseleniya-mira-regionalnye-osobennosti/
- интерактивная карта «Прирост населения (в% за год)» https://www.populationpyramid.net/hnp/population-growth/2015/
- Таблица 1. Население мира и темпы роста населения по странам.
- Интернет – ресурс: Демографические пирамиды мира с 1950 по 2100 год https://www.populationpyramid.net/
- Половозрастные пирамиды разных лет населения России; - Картосхемы среднего возраста населения стран мира разных лет.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Используя таблицу 1, сделайте вывод о темпах изменения численности населения мира.
Задание 2. Используя таблицу 1, заполните таблицу 2 «Численность населения регионов Земли» и определите:
а) самый населённый регион;
б) во сколько население Азии превышает население Европы?;
в) во сколько раз население Африки превышает население Австралии и Океании?;
г) определите в каком регионе мира больше всего населения будет к 2030 году по прогнозам?
д) сделайте вывод на основе анализа таблицы.
Задание 3. Заполните таблицу 3 «Естественный прирост регионов мира» и определите:
а) естественный прирост в регионах;
б) в каком регионе большой прирост, а в каком – маленький?
в) рассчитайте естественный прирост для всего мира.
Задание 4. Используя учебник и статистические данные таблицы 1(см. ниже), заполните её, определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона;
|
Регионы мира
|
Коэффициент рождаемости (‰)
|
Коэффициент смертности (‰)
|
Коэффициент естественного прироста
(‰)
|
Тип воспроизводства
|
Демографический этап
|
|
Весь мир
|
23
|
9
|
14
|
|
|
|
СНГ
|
13
|
14
|
-1
|
|
|
|
Зарубежная Европа
|
11
|
11
|
0
|
|
|
|
Зарубежная Азия
|
23
|
8
|
15
|
|
|
|
Юго-Западная Азия
|
28
|
7
|
21
|
|
|
|
Восточная Азия
|
16
|
7
|
9
|
|
|
|
Африка
|
40
|
14
|
26
|
|
|
|
Северная Америка
|
15
|
9
|
6
|
|
|
|
Латинская Америка
|
25
|
7
|
18
|
|
|
|
Австралия
|
14
|
7
|
7
|
|
|
|
Океания
|
28
|
9
|
19
|
|
|
Таблица 1 - Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
Задание 5.
Дайте характеристику демографической ситуации в Индии и Германии по следующему плану:
- запишите численность населения, среднюю плотность и районы с наибольшей плотностью населения в стране.
- нанесите на контурную карту районы с наибольшей плотностью населения.
- определите особенности естественного и механического прироста населения в стране.
- определите особенности возрастного и полового состава населения в стране.
- определите и запишите своеобразие занятости населения, долю городского и сельского населения.
- определите обеспеченность страны трудовыми ресурсами.
Сформулируйте вывод о демографической политике, проводимой государствами Индии и Германии.
Задание 6. Заполните таблицу.
|
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства.
|
Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства.
|
| |
|
| |
|
Задание 7. Сделайте вывод по работе