Практические занятия № 3, 4
3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации.
4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов.
Цель работы: научиться давать оценку природно-ресурсного капитала страны по источникам географической информации.
Задачи:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работать с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний и умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.
Оборудование: карты атласа «Минеральные ресурсы мира», «Лесные ресурсы мира» и т.п., комплексные карты стран и регионов, экономические карты стран и регионов, учебник Домогацких Е. М. География: экономическая и социальная география мира в 2-х ч. : учебник 10-11 класс /Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – Москва: Русское слово, 2020 – Текст : электронный // ЭБС Айбукс - Текст: электронный. – Режим доступа:
для авториз. пользователей; Максаковский В. П. География 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень /В. П. Максаковский. – Москва: Просвещение, 2016 – 416 с. – Текст : непосредственный; справочная литература.
Планируемые результаты:
1.Метапредметные результаты
а) универсальные познавательные действия: базовые логические действия выявлять закономерности в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи; базовые исследовательские действия - владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, работа с информацией - выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления; - оценивать достоверность информации;
2. Предметные результаты - приводить примеры стран-лидеров по запасам минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов; - формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников;
Основные виды деятельности обучающихся /формируемые умения: - сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.)
Форма представления результатов практической работы: по выбору обучающихся (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.)
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Количество часов: 2 часа.
Критерии оценки:
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена практическая работа, выполнены требования к оформлению.
Незачет ставится, если обучающихся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), нераскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении задания, а также работа выполнена несамостоятельно.
Тема: 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации.
ХОД РАБОТЫ
Природно-ресурсный капитал территории - совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса. Сохранение, рациональное и комплексное использование этого капитала - одна из основных задач рационального природопользования.
1. Определите страну (выбрать по желанию), природно-ресурсный потенциал которой необходимо оценить. Используя карты атласа, определите какими полезными ископаемыми обладает страна (выбрать по желанию).
2. Установите наличие в стране природных ресурсов: минеральных лесных, земельных, водных ресурсов и др. Для выполнения задания проанализируйте карту атласа различной тематики и другие источники географической информации.
3. Оцените природно-ресурсный потенциал страны.
4. Установите особенности размещения отдельных видов природных ресурсов по территории страны.
5. Определите природные ресурсы страны, составляющие основу экономики.
6. Установите ведущие отрасли экономики страны, использующие собственные природные ресурсы.
7. Определите оптимальную форму представления и визуализации информации о природно-ресурсном капитале страны (тексты, картосхемы, диаграммы и т.д.).
Сделайте вывод, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства могут быть развиты в стране при использовании ее природно-ресурсного капитала.
Отчет по практической работе
Задание 1. Заполнить таблицу 1 «Природно-ресурсный потенциал».
Таблица 1 – Природно-ресурсный потенциал
|
Виды природно-ресурсного
потенциала страны__________
(по выбору)
|
Характеристика
|
Примечание (примеры)
|
|
1 Географическое положение
|
|
|
|
2 Минеральное сырье
|
|
|
|
3 Рельеф
|
|
|
|
4 Климатические условия
|
|
|
|
5 Водные ресурсы
|
|
|
|
6 Почвенные ресурсы
|
|
|
|
7 Лесные ресурсы
|
|
|
|
8 Животный мир
|
|
|
Задание 2. Сделайте вывод по таблице 1
Тема: 4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов.
Задание 1
- Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
- Занесите результаты в таблицу.
- Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
- Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
|
Страна
|
Виды ресурсов
|
|
Минеральные
|
Земельные
|
Водные
|
Лесные
|
|
Россия
|
|
|
|
|
|
Япония
|
|
|
|
|
|
США
|
|
|
|
|
Задание 2. Заполните таблицу 2 «Природные ресурсы страны».
Таблица 2 – Природные ресурсы страны
|
Виды природных ресурсов
|
Характеристика
|
Примеры
|
|
1. По происхождению
|
|
|
|
1.1 ресурсы природных
компонентов
|
|
|
|
1.2 ресурсы природно-
территориальных
комплексов
|
|
|
|
2. По признаку
исчерпаемости
|
|
|
|
2.1 исчерпаемые природные
ресурсы
|
|
|
|
2.2 неисчерпаемые
природные ресурсы
|
|
|
|
3. Ресурсы хозяйственного
использования
|
|
|
|
3.1 ресурсы
промышленного
производства
|
|
|
|
3.2 ресурсы
сельскохозяйственного
производства
|
|
|
|
4. Ресурсы по критерию
использования
|
|
|
|
4.1 производственные
(промышленные и
сельскохозяйственные)
|
|
|
|
4.2 рекреационные
|
|
|
Задание 3. Перечислите ведущие отрасли экономики страны, использующие собственные природные ресурсы______________________________________
Задание 4. Начертите диаграмму процентной доли природных ресурсов по таблице 1
Сделайте вывод по работе: Запишите вывод о природно-ресурсном потенциале страны.
Отчёт по работе:
1. Запишите тему практической работы и её цель.
2. Заполните данными таблицы 1и 2
3. Сформулируйте выводы по таблицам 1 и 2
4. Начертите диаграмму в задании 5
|