Практическое занятие №5
Тема: Моно-гибридное и дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Сцепленное с полом наследование.
Выполнение практикоориентированных задач для понимания механизмов возникновения наследственных патологий по темам: Моногибридное скрещивание с полным и неполным доминированием. Дигибридное скрещивание с полным доминированием. Наследование групп крови и резус-фактора.
Цели занятия:
1) Познакомиться с решением генетических задач разных типов.
Задачи:
- Рассмотреть основные этапы решения задач.
- Решить задачи разных типов.
Оборудование рабочего места:
Линейки, цветные карандаши, учебник, словари, фотоматериалы, мультимедийное сопровождение занятия.
Заполните по образцу таблицу 1.
Таблица 1. Групповая принадлежность ребёнка на основании определения групп крови родителей
|
Родители
|
Ребёнок
|
|
отец
|
мать
|
может иметь
|
не может иметь
|
|
I
I
I
I
II
II
II
III
III
IV
IV
|
I
II
III
IV
II
III
IV
I
III
I
IV
|
I
|
II, III и IV
|
Решите задачи
Задача 1. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако, матери обоих супругов видели нормально. У человека дальнозоркость доминирует над нормальным зрением.
- Сколько типов гамет образуется у жены?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с нормальным зрением?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка страдающего дальнозоркостью?
Задача 2. В семье муж и жена здоровы, однако, матери обоих супругов страдали одной и той же формой сахарного диабета.
Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормы.
- Сколько типов гамет образуется у мужа?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье здорового ребёнка?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье больного ребёнка?
Задача 3. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вступает в брак с мужчиной, имеющий короткие ресницы.
У человека аллель длинных ресниц доминирует над аллелью коротких ресниц.
- Сколько типов гамет образуется у женщины?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка, гомозиготного по гену длинных ресниц?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с короткими ресницами?
Задача 4. От брака голубоглазого мужчины – правши с кареглазой женщиной - левшой родился голубоглазый ребёнок – левша.
У человека карий цвет доминирует над голубым, а способность лучше владеть левой рукой рецессивна по отношению к праворукости. Эти признаки наследуются независимо.
- Сколько типов гамет образуется у матери?
- Сколько типов гамет образуется у отца?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье голубоглазого ребёнка - левши?
Задача 5. Мужчина с полидактилией вступил в брак с женщиной, у которой отсутствуют малые коренные зубы. В семье родился ребёнок, не имеющий вышеуказанных аномалий.
У человека отсутствие малых коренных зубов и полидактилия (многопалость) являются доминантными признаками и наследуются независимо.
- Сколько типов гамет образуется у женщины?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка, с обеими вышеуказанными аномалиями?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с одной вышеуказанной аномалией?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с без вышеуказанных аномалий?
Задача 6. Дочь человека, страдающая гемофилией, выходит замуж за мужчину, отец которого также страдает гемофилией, причём жених и невеста имеют нормальную свёртываемость крови. Будут ли страдать гемофилией их дети?
Задача 7. Рецессивный ген дальтонизма находится в Х – хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, тогда как мать и все её предки различают цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочерях?
Задача 8. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х –хромосомах. Чёрная окраска определяется геном ХВ, рыжая - геном Хв, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От чёрной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.
Задача 9. Здоровая женщина, отец которой имел оптическую атрофию, выходит замуж за здорового мужчину.
У человека оптическая атрофия (тип слепоты) зависит от рецессивного гена, локализованного в Х-хромосоме.
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
- Какова вероятность рождения в этой семье девочки с оптической атрофией (выразить в процентах)?
- Какова вероятность рождения в этой семье мальчика с оптической атрофией (выразить в процентах)?
- Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка (выразить в процентах)?
- Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с генотипом матери (выразить в процентах)?
![]()
Сделайте вывод
|