Практическое занятие №7.
Тема: Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов макроорганизмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций.
Тема: «Вирусные и бактериальные заболевания макроорганизмов (человек, животные, растения). Эпидемический (эпизоотический, эпифитотический) процесс. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков».
Цель урока: выяснить строение, функции и местоположение основных тканей растений;
Задачи:
1. Развивать знания о тканях растений, особенностях их строения.
2. Развивать умения наблюдать и определять ткани растений на микропрепаратах, рисунках, таблицах; фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, микроскопы, микропрепараты, ноутбук, мультимедиа, таблицы «Покровная ткань», «Основная ткань», презентация.
Типы тканей: https://ppt-online.org/1411792?ysclid=lqntsa8p2h730064375
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
Цель: сравнить строение животной и растительной клетки, установить сходства и различия
Оборудование: лук репчатый, раствор йода, пипетки, предметные стекла, лист элодеи, готовые микропрепараты животной клетки, микроскопы, таблица «Растительная и животная клетка в поле зрения светового микроскопа».
Методические указания:
Порядок выполнения работы.
1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей кожицы и поместите его на предметное стекло в каплю слабого раствора йода. После окрашивания препарата (1-2 мин). Излишки йода промокните салфеткой.
2. На другое предметное стекло поместите лист элодеи в каплю воды. Излишки воды промокните салфеткой.
3. Рассмотрите оба препарата под микроскопом, четко настроив изображение одной из клеток в каждом препарате.
4. Сделайте в тетради рисунок растительной клетки (одной) с обозначениями всех ее частей, видимых в световой микроскоп.
5. Рассмотрите препарат животной клетки (взять готовый) под микроскопом и сделайте рисунок с обозначениями всех ее частей, видимых под микроскопом.
6. Сравните строение растительной и животной клетки. Запишите выводы в тетради, закончив предложения:
Сходство. В растительной и животной клетке в поле зрения светового
микроскопа можно увидеть:
Различие. В растительной клетке в отличие от животной клетки так же можно увидеть:
Задание 1. Рассмотрите понятие ткань и типы тканей
- Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества (расстояние между клетками), имеющих общее происхождение, строение и выполняющих одну или несколько функций, занимающих свойственное им положение в растительном организме.
Задание 2. Рассмотрите местоположение растительных тканей
Задание 3. Посмотрите обучающий видеоматериал и рассмотрите микропрепараты растительных тканей.
Задание 4. Зарисуйте ткани растительного организма, используя цветные карандаши и подпишите их.


Задание 4. Выпишите таблицу в тетрадь
Таблица 1 – Виды растительных тканей

Задание 5. Сделайте вывод
Тема: «Вирусные и бактериальные заболевания макроорганизмов (человек, животные, растения). Эпидемический (эпизоотический, эпифитотический) процесс. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков».
Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.
Задачи:
- познакомится с вирусами как неклеточной формой жизни;
- изучить особенности жизнедеятельности в связи с внутриклеточным паразитизмом;
- рассмотреть их значение жизни человека и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни человека.
- Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Задание 1. Изучите теоретический материал.
Самостоятельная работа
Задание 2. Зарисуйте строение вируса и бактериофага. Отметьте основные части строения.
Рисунок 1. Строение вируса.
Рисунок 2. Строение бактериофага.
Задание 3. Заполните таблицу «Специфические черты вирусов».
Таблица 1. «Специфические черты вирусов».
|
Сходство с живыми организмами
|
Отличия от живых организмов
|
Специфические черты вирусов
|
|
|
|
|
Задание 4. Решите задачу
Учёные решили исследовать, защищает ли двухкомпонентная вакцина «Спутник V»» от заражения вирусом SARS-CoV-2. Испытуемых разделили случайным образом на две группы, первой вводили вакцину, а второй – плацебо, при этом сами испытуемые не знали, в какой из групп они находятся. Далее учёные регистрировали данные о случаях заражения в обеих группах в течение нескольких месяцев, начиная с момента формирования иммунного ответа, и обнаружили, что среди вакцинированных доля заразившихся составляет 0,027%, а среди невакцинированных — 1,1%.
Ответьте на вопросы.
- Какой параметр задавался исследователями, а какой менялся в зависимости от него?
- Чем могут быть представлены разные вакцины от вирусов?
- Какие виды иммунитета формируются у вакцинированных и у переболевших?
- Каким образом работает иммунитет против вирусов?
Задание 5. Решите задачу
Ответьте на вопросы.
Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом, разрушая клетки бактерий.
Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.
Задание 5. Заполните таблицу
|
Название вируса
|
Источник инфекции
|
Действие на организм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод
|