Практическое занятие №3. (на выбор преподавателя)
Тема: «Определение витамина С в продуктах питания» или «Определение наличия крахмала в продуктах питания».
Подготовка вариантов опыта, наблюдение за качественными реакциями, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.
Цель: Определить опытным путем наличие витаминов в продуктах питания.
Задачи практического занятия:
1. Закрепить теоретические знания о роли витаминов в организме человека
2. Выполнить расчетные задачи.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала.
Реактивы: яблочный сок, яблоко, вода, крахмальный клейстер, раствор йода
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Источник: https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2668
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
1. Тема: «Определение витамина С в продуктах питания»
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Изучите теоретический материал. Сделайте конспект.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опыт 1. Определение витамина С
Задание 2. В тетради для практических занятий зарисуйте схему опыта по этапам и обозначьте их.
Для выполнения работы вам необходимо:
1. Налить в пробирку 2 мл сока и добавьте воды 8 мл.
2. Затем влить немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан воды.)
3. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
4. Далее по каплям добавить 5 % - ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с.
5. Наблюдайте за изменением окраски. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если этого не произошло, то мало.
Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля окрасит раствор в синий цвет.
Задание 2. Посмотрите видеоролик.
https://www.youtube.com/embed/F8gXAUmT-do?si=MhATobjPMc8ZJqFH
1. На основе данных подобных опытов из видеоролика заполните таблицу
Занесите данные в таблицу и запишите вывод
|
№
п/п
|
Образец
|
Изменение окраски
|
Наличие аскорбиновой кислоты
|
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
Задание 3. Изменение содержания витамина С в соке при нагревании.
Доказано, что при термической обработке продуктов содержание витамина С резко уменьшается.
На содержание витамина С в различных продуктах влияет температурный режим их обработки.
Используя данные таблицы, отметьте, как меняется содержание витамина С в соке при его нагревании в течение 1 мин, 5 мин, получаса, и сделайте выводы об изменении содержания витамина С при нагревании.
Таблица. Изменение содержания витамина С в соке при нагревании
|
№ пробы
|
Объем йода, капли
|
Объем йода, мл
|
Количество аскорбиновой кислоты, мг
|
|
Проба 1. Сок (время нагревания 1 мин)
|
4
|
0,2
|
7
|
|
Проба 2. Сок (время нагревания 5 мин)
|
2
|
0,1
|
3,5
|
|
Проба 3. Сок (время нагревания 30 мин)
|
1
|
0,05
|
1,7
|
Задание 4. Сделайте вывод. Результат запишите в тетрадь.
Используя Интернет-ресурсы, найдите ответ на вопросы:
* Почему прогретые соки практически не содержат витамина С?
* Как сохранить витамин С в овощах и продуктах питания?
Задание 4. Сделайте вывод по работе.
|