Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Будет ли конец света?
Всего ответов: 191

 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Биология / Практика

Практическое занятие №11. Тема: "Описание приспособленности организма и ее относительного характера".
[ (316.2 Kb) ] 01.10.2025, 09:15

Практическое занятие №11.

Тема: "Описание приспособленности организма и ее относительного характера".

 

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выделять черты приспособленности организмов к среде обитания.

 

Задачи: определить особенности и относительных характер приспособлений.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Образовательная цель: формирование знаний о роли витаминов в организме человека.

Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать структурировать материал в графические схемы.

 

Обеспеченность занятия:

1.  Учебно-методическая литература:

· Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2022.

Рекомендуемые информационные материалы:

1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2024.

 

Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала (карточки организмов разных видов, калькулятор, ручка).

 

Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Гигиена и экология человека, Физиологическое акушерство, Педиатрия, Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, Патологическое акушерство.

Внутрипредметные связи: Закономерности наследования признаков, Наследственность и патология, Медико-генетическое консультирование.

 

Освоены следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Количество часов: 2 часа

 

Критерии оценки:

1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.

4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий,  выполняет неверно, допускает грубые ошибки.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задания:

 

1. Рассмотрите предлагаемые изображения некоторых растений. Сравните особенности их строения. Сделайте вывод об условиях их обитания.

 

2. Определите, какие особенности строения и физиологии суккулентного растения (кактус) обуславливают различные адаптивные эффекты к его среде обитания. Поместите соответствующие характеристики в нужные ячейки прилагаемой таблицы.

 

3. Определите, какие особенности строения и физиологии водного растения (кувшинка) обуславливают различные адаптивные эффекты к его среде обитания. Поместите соответствующие характеристики в нужные ячейки прилагаемой таблицы.

 

4. Рассмотрете предлагаемые изображения двух животных, приспособленных к водной среде обитания (представитель класса Хрящевые рыбы – акула, и представитель класса Млекопитающие – дельфин).

а. Проанализируйте, какие общие черты строения и функционирования их организмов обуславливают приспособленность к водному образу жизни.

б. Проанализируйте, какие черты строения и функционирования их организмов, обуславливающие данную приспособленность, являются специфичными для каждого из этих видов. Для этого занесите предлагаемые сценарием характеристики в необходимые ячейки таблицы.

 

Название

вида

 

Среда обитания

 

Черты приспособленности к среде обитания

 

В чём выражается относительность

приспособленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Для контроля знаний дайте ответы на тестовые вопросы.

 

6. Сделайте вывод о приспособленности организмов к среде их обитания.

 

 

 

 

 

https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_1_2.jpeg

 

 

https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_1_1.jpeg  https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_1_3.jpeg  https://fhd.multiurok.ru/2/2/6/226dc1d3004be6c250e05ad2519e66169e8faf3e/phpA4NhtF_praktikum-po-biologii-11_1_4.jpeg

 

 

 

Контроль знаний:

 

Колючки кактуса, листья кувшинки и земляники:

  1. являются гомологичными органами
  2. являются аналогичными органами
  3. выполняют одинаковые функции
  4. имеют одинаковое строение

Схожесть формы туловища акулы и дельфина является примером:

  1. дивергенции признаков
  2. конвергенции признаков
  3. ароморфоза
  4. видообразования

Своеобразие строения и образа жизни, отражающее приспособление вида к комплексу факторов внешней среды, называется

  1. внешним строением
  2. внутренним строением
  3. жизненной формой
  4. экологической группой

Приспособленность организмов, относящихся к разным систематическим группам , к одинаковым условиям внешней среды может проявляться в:

  1. генетическом сходстве
  2. морфологическом сходстве

Приспособленность организмов к окружающей среде возникает и закрепляется:

  1. в процессе естественного отбора
  2. в процессе искусственного отбора
  3. непроизвольно в результате мутаций

Приспособленность организмов к окружающей среде характеризуется:

  1. особенностями формы организма
  2. особенностями внутреннего строения организмов
  3. особенностями поведения животных
  4. всем выше перечисленным

 

 

Описание приспособленности организма и ее относительного характера

 

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

 

Ход работы

 

  1. Изучи таблицу 1. «Адаптации организмов к среде обитания».

Формы адаптации

Описание адаптации

Форма тела

Обтекаемая форма, или торпедовидная, помогает развивать большую скорость, уменьшая сопротивление воды и ветра

Покровительственная окраска

У открыто гнездящихся птиц несушка и яйца соответствуют фону, скорлупа пигментированная, сезонная смена цвета меха

Маскировка

В момент опасности многие животные замирают, принимая позу покоя

Предупреждающая окраска

Обычно яркая окраска (белая, жёлтая, красная, чёрная) характерна для хорошо защищённых ядовитых или жалящих животных

Мимикрия

Подражание или сходство беззащитного или съедобного вида животного с предостерегающей опасностью

Поведенческая адаптация

Изменения поведения в тех или иных условиях: впадение в спячку в зимний период; сезонные миграции у млекопитающих и птиц

Биохимические адаптации

Образование органических веществ, защищающих от врагов или нападения

Физиологическая адаптация

Изменение в физиологии организма: поддержание постоянной температуры тела, водного баланса и др.

  1. Изучив текст и изображения организмов, выполни задания:

а. Определи среду обитания организмов, предложенных для исследования. Выяви черты их приспособленности к среде обитания и относительный характер приспособленности.

б. Полученные данные занесите в таблицу 2.  «Приспособленность организмов к среде обитания».

Таблица 2.  «Приспособленность организмов к среде обитания».

Название организма

Условия среды обитания

Приспособленность к среде обитания

Форма адаптации

Биологическое значение приспособлений

Относительный характер приспособлений

         

 

         

 

         

 

 

3. Запиши вывод. На основании знаний о движущих силах эволюции, объясни механизм возникновения приспособлений. Сделай вывод об относительном характере приспособлений.

 

 

 

Описание организмов для изучения

Кряква представляет собой наиболее крупную разновидность речных уток, которая относится к отряду гусеобразных (или пластинчатоклювых). Утка кряква имеет довольно солидные габариты, и длина тела их достигает 65 сантиметров. Размах крыльев находится в диапазоне от 80 см до одного метра, а вес колеблется в интервале от 650 грамм до полутора килограмм. Селезень кряквы считается обладателем одного из самых красивых окрасов среди всех других представителей большого семейства утиных, и имеет голову и шею темно-зеленого цвета с «металлическим» отливом. Грудь – красновато-бурая, воротничок – белый. Птицы обоих полов также имеют своеобразное «зеркальце», которое находится непосредственно на крыле и окаймлено белой линией снизу. Лапы птиц обыкновенно оранжевого цвета, с перепонками красного оттенка. Доминирующий цвет, преобладающий в оперении самок – коричневый. Селится она преимущественно на различных естественных и искусственных водоемах (среди озер, ставков, прудов и рек). Ныряет только будучи раненой, способна проплыть под водой десятки метров. По земле ходит переваливаясь, но при ранении способна проворно бегать.

 

У крота форма тела вытянутая, продолговатые сильные передние лапы, которые позволяют ему постоянно рыть землю. Округлые кисти внешне напоминают весла, широкие ладошки вывернуты наружу. Пальцы расставлены, они оканчиваются длинными крепкими когтями. Задние лапы не такие крепкие, ими крот только выгребает рыхлую землю из норы. Длинная морда с вытянутым носом помогают животному по запаху находить еду и безопасные места. Тело покрыто короткой шубой, которая не мешает передвигаться по узким подземным проходам. Шерсть растет вверх, она может сгибаться в любом направлении. Обыкновенный крот окрашен в черно-коричневый или темно-серый цвет. Глаза у млекопитающего есть, но они различают только свет и тьму. Животные практически слепые, хотя зрение под землей им и не нужно. Подвижные веки и густая шерсть предохраняют глаза от попадания в них почвы. У млекопитающих хорошо развито обоняние. Хорошо развито осязание – есть снабженный чувствительными волосками хвост. Ушные раковины отсутствуют, слух слабо развит.

 

Кактус имеет сочный стебель, листья, которые поглощают большинство запасов воды и полезных микроэлементов, отсутствуют. Кактусы имеют утолщенный стержневидный корень. Постепенно углубляясь, он образовывает дополнительные корневые нити, создавая мощную корневую систему. Именно она служит складом влаги и полезных питательных веществ. Даже утреннею росу тонкие корни способны втягивать в себя, находясь на глубине 15-20 см. Кактусы имеют несколько видов стебля: наземный побег, деревянистый стебель, сочная и безлистая основа. Ребра, сосочки с колючками и бугорки – это зачатки листьев. Они предотвращают чрезмерный перегрев стебла на солнце, образовывая в промежутках тень. В стволе кактуса находятся хлоропласты с хлорофиллом, которые вследствие распада способствуют фотосинтезу. Однако этот процесс происходит не днем, а ночью, что существенно отличает их от других растений. Ареолы – это укороченные боковые почки, из которых прорастают колючки. Они бывают разные по цвету, форме. Благодаря колючкам растение поглощает из воздуха влагу, защищает стебли от холода и жары, а также от животных.

 

1. Утка кряква 2. Крот 3. Кактус

https://fsd.multiurok.ru/html/2024/04/14/s_661b746955cf4/phpKjHqs6_Laboratornaya-rabota--2.-Opisanie-prisposoblennosti_html_aec2901f0c26721c.jpg  https://fsd.multiurok.ru/html/2024/04/14/s_661b746955cf4/phpKjHqs6_Laboratornaya-rabota--2.-Opisanie-prisposoblennosti_html_957f2147e17fcb8e.png  https://fsd.multiurok.ru/html/2024/04/14/s_661b746955cf4/phpKjHqs6_Laboratornaya-rabota--2.-Opisanie-prisposoblennosti_html_d77bc5c6eaf07118.png

 

 

Категория: Биология / Практика | Добавил: Админ
Просмотров: 549 | Загрузок: 13


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2025  Хостинг от uCoz