Лабораторная работа №7.
"Влияние света на рост и развитие черенков колеуса".
"Подсчет плотности популяций разных видов растений".
Цель работы: изучить влияние различных типов освещения на рост и развитие черенков колеуса.
Задачи:
1. Определить особенности влияния света на рост и развитие черенков колеуса.
2. Рассмотреть методику подсчета плотности популяций разных видов растений
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Образовательная цель: формирование знаний о роли витаминов в организме человека.
Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности
Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать структурировать материал в графические схемы.
Обеспеченность занятия:
1. Учебно-методическая литература:
· Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2025.
Рекомендуемые информационные материалы:
1. Учебник Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2024.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала (карточки организмов разных видов, калькулятор, ручка).
Межпредметные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Гигиена и экология человека, Физиологическое акушерство, Педиатрия, Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, Патологическое акушерство.
Внутрипредметные связи: Закономерности наследования признаков, Наследственность и патология, Медико-генетическое консультирование.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Ответьте на вопросы для допуска к лабораторной работе:
1. Что такое колеус и каковы его основные характеристики?
2. Какие факторы влияют на рост и развитие растений?
Задание 2. Изучите методику проведения опыта
Проведение опытов: Колуес, латинское название — Coleus, народное — «крапивка». Колеус — род многолетних вечнозеленых растений семейства губоцветных, объединяющий около 150 видов полукустарников и трав.
Колеус родом из тропической Африки и Азии. Это кустистое растение до 35 см высотой с четырехугольными сочными, почти прозрачными стеблями и бархатистыми листьями с окраской, богатой оттенками, и пильчатыми краями. У большинства форм листья похожи на крапивные. Главную привлекательность растения составляют листья, пестрые, с разнообразным сочетанием красного, желтого, зеленого, коричневого цветов, пятен и полос. Цветет колеус, вскидывая метелку с мелкими невзрачными цветками.
Главным условиям развития колеуса является свет. Чем ярче свет - тем крупнее и ярче листва, тем быстрее и пышнее растет колеус. Колеус хорошо растет при достаточном искусственном освещении, и прекрасно переносит прямые солнечные лучи при условии хорошего полива. Единственное, чего он не переносит - это нехватки света. Тогда листья теряют красные пигменты, окраска превращается в обычную “зеленую тоску”, а сами стебли вытягиваются.
Колеус
|
Оборудование и посуда
|
Материалы и реактивы
|
|
-
|
Экспериментальные данные
|
|
Алгоритм проведения работы
|
Вопросы и задания
|
|
1. Изучите предоставленные экспериментальные данные.
2. Проанализируйте результаты для каждого условия освещения.
3. Сравните параметры роста и развития черенков в разных условиях.
4. Отметьте выживаемость растений в различных условиях
|
1. Сравните рост и развитие черенков в разных условиях освещения (табл. Л.13).
2. Проанализируйте влияние
разных типов освещения на морфологию растений.
3. Сделайте вывод об оптимальных условиях освещения для роста колеуса
|
Таблица Л.13. Параметры роста черенков колеуса при разных условиях освещения
|
Признак
|
Солнце
|
Тень
|
Лампа
|
Фитолампа
|
|
Рост, см
|
10
|
13
|
13
|
9,8
|
|
Рост, см
|
10
|
13
|
13
|
9,8
|
|
Междоузлие (самое большое), см
|
3,6
|
4
|
4
|
5
|
|
Число листьев
|
5
|
10
|
9
|
8
|
Результаты опыта:
За месяц три образца погибли:
• растение, которое росло без света под столом, — через 2 недели;
• растение, выращиваемое под фитолампой, — через 3 недели;
• растение, выращиваемое под обычной лампой, — через 25 дней.
Остался образец, который рос под естественным солнечным светом. Его параметры через 50 дней от начала опыта приведены в табл. Л.14.
Таблица Л.14. Параметры роста черенков колеуса при солнечном освещении
|
Признак
|
Параметр при солнечном освещении
|
|
Рост, см
|
13
|
|
Лист (самый большой), см
|
5
|
|
Междоузлие (самое большое), см
|
3,5
|
|
Число листьев
|
28
|
В конце лабораторной работы запланированы вопросы, на которые необходимо дать письменные ответы:
1. Какие условия освещения оказались наиболее благоприятными для роста колеуса?
2. Почему растения в некоторых условиях погибли?
3. Как изменились параметры выжившего растения за 50 дней?
4. Какие выводы можно сделать о влиянии света на рост и развитие колеуса?
Задание 2. Выполни задание:
Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с растениями колеуса, в различных условиях освещения. Для опыта он взял три небольших растения колеуса, выращенных из черенков с одного материнского растения. Первое растение выращивал при нормальном освещении, второе поместил вдали от источника света, где освещённость недостаточна, третье - в световую камеру и выращивал при круглосуточном освещении. Продолжительность опыта 1,5-2 месяца. В конце опыта экспериментатор наблюдал отличия растения, выращиваемого при недостаточном и при избыточном освещении от первого (контрольного) растения по окраске листовых пластинок. У второго растения окраска листовых пластинок стала более тёмной, с красноватым оттенком, а у третьего растения - очень светлой. Пигмент антоциан при понижении степени освещённости вырабатывается более активно (второе растение), пигмент антоциан на свету разрушается (третье растение).
- Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента?
- Объясните, почему освещённость растений в ходе эксперимента должна быть разной?
- Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)?
- Чем, кроме окраски листовых пластинок, будет отличаться второе растение по сравнению с контролем? (сравнить размеры листовых пластинок, длину междоузлий).
- Какой вид изменчивости наблюдается в проведённом эксперименте? Поясните, почему наблюдается именно этот вид изменчивости.
(*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.)
"Подсчет плотности популяций разных видов растений".
Цель: лучше понять структуру растительных сообществ, их динамику и влияние на биологическое разнообразие.
ХОД РАБОТЫ
1. Выбор места для проведения исследования. Место должно быть репрезентативным и обширным, чтобы обеспечить надежные данные.
2. Построение участков на местности. Участок можно построить с помощью мерной ленты, чтобы измерить площадь участка.
3. Подсчет количества особей каждого вида растений на участке. Для этого можно использовать карточки с уже предопределенными видами растений, на которые будут заноситься данные.
4. Расчет плотности популяций различных видов растений. Плотность популяций растений рассчитывается как отношение количества особей данного вида к площади участка.
Заполнить таблицу (как пример, смотрите ниже, 4 колонки):
Вид растения | Площадь, кв. м | Количество особей | Плотность популяции, особей/кв. м |
| Луговая трава | 100 | 50 | 0.5 |
| Дуб | 50 | 10 | 0.2 |
| Папоротник | 80 | 15 | 0.1875
5. Анализ результатов и формулирование выводов. В заключении можно сделать выводы о составе и плотности популяций различных видов растений на исследуемом участке.
|