Лабораторная работа №4.
Лабораторные и практические работы:
"Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы на готовых микропрепаратах".
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания.*
*Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Человек” подбираются генетические задачи, связанные с наследованием признаков у человека.
Цель: на конкретных примерах закрепить знания по передаче наследственных болезней у человека и научиться решать генетические задачи на неполное доминирование и взаимодействие генов.
Задачи практического занятия:
1. Закрепить теоретические знания о принципах наследования признаков у человека
2. Выполнить расчетные задачи.
Оборудование: тетрадь для практических заданий, линейка, карандаш, карточки - задания, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, набор раздаточного материала.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Задание 1. Решите 3 задания на выбор
Задания на определение количества и типы образующихся гамет.
-
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом аа
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АА
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Аа
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВ
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВ
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВв
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВа
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВСС
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВСС
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВвСС
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВСс
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВвСС
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВСс
- Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВвСс
- Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВ
- Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВ
- Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВв
- Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВа
- Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВСС
- Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВСС
- Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВвСС
- Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВСс
- Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВвСС
- Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВСс
- Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВвСс
- Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом aabb
- Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом Aabb
- Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом AaBB
- Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом AAbb
Задание 2. Решите 1 задание на выбор
Напишите возможные генотипы человека, если по фенотипу у него:
а) большие карие глаза — ...
б) большие голубые глаза — ...
в) тонкие губы и римский нос — ...
г) тонкие губы и прямой нос —…
Справка. Доминантные признаки: большие глаза, карие глаза, римский нос. Рецессивные признаки: голубые глаза, тонкие губы, прямой нос.
Задание 3. Решите 2 задачи на выбор
На моногибридное наследование
Задача 1.Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери — голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотип всех лиц и составьте схему родословной.
Задача 2. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Заболевание связано с отсутствием фермента, расщепляющего фенилаланин. Избыток этой аминокислоты в крови приводит к поражению центральной нервной системы и развитию слабоумия. Определите вероятность развития заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.
Задача 3. Серповидноклеточная анемия у человека наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. Гомозиготы умирают в раннем детстве, гетерозиготыжизнеспособны и устойчивы к заболеванию малярией. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении признака серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака?
Задача 4. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые глаза, а у матери — карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что карий цвет — доминантный признак? Определите генотипы родителей мужчины и женщины.
Задача 5. У человека аллель полидактилии (6 пальцев) доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго - нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальной кистью. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии.
Задача 6. Одна из форм цистинурии (нарушение обмена четырех ами¬нокислот) наследуется как аутосомный рецессивный признак. Однако у гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, а у гомозигот- образование циетиновых камней в почках. Определите возможные формы проявления цистинурии у детей в семье, где один из супругов страдал этим заболеванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче.
Задача 7. Фенилкетонурия (нарушение обмена аминокислоты – фенилаланина) наследуется как рецессивный признак. Муж гетерозиготен по гену фенилкетонурии, а жена гомозиготна по доминантному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?
Задача 8. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако, матери обоих супругов видели нормально. У человека дальнозоркость доминирует над нормальным зрением.
- Сколько типов гамет образуется у жены?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с нормальным зрением?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка страдающего дальнозоркостью?
Задача 9. В семье муж и жена здоровы, однако, матери обоих супругов страдали одной и той же формой сахарного диабета.
Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального зрения.(1 балла)
- Сколько типов гамет образуется у мужа?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье здорового ребёнка?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье больного ребёнка?
Задача 10. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вступает в брак с мужчиной, имеющий короткие ресницы.
У человека аллель длинных ресниц доминирует над аллелью коротких ресниц.
- Сколько типов гамет образуется у женщины?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка, гомозиготного по гену длинных ресниц?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с короткими ресницами?
Задача 11. У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода.
Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте. В семье оба супруга имеют признаки анемии. Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?
Задание 4. Решите 3 задания на выбор
На дигибридное наследование
Задача 1. Муж и жена имеют вьющиеся (А) и темные (В) волосы. У них родился ребенок с вьющимися (А) и светлыми (в) волосами. Каковы возможные генотипы родителей?
Задача 2. У человека имеется два вида слепоты, и каждый определяется своим рецессивным аутосомным геном. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты, а по другой паре генов нормальны?
Задача 3. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой — вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребёнок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность рождения глухого ребенка с вьющимися волосами в этой семье, если известно, что аллель вьющихся волос доминирует над аллелем гладких; а глухота - рецессивный признак, и оба гена находятся в разных хромосомах?
Задача 4. Рецессивные гены (а) и (с) определяют проявление таких заболеваний у человека, как глухота и альбинизм. Их доминантные аллели контролируют наследование нормального слуха (А) и синтез пигмента меланина (С). Гены не сцеплены.
Родители имеют нормальный слух; мать брюнетка, отец альбинос. Родились три однояйцовых близнеца больные по двум признакам.
Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь оба заболевания?(2 балла)
Задача 5. Мужчина с полидактилией вступил в брак с женщиной, у которой отсутствуют малые коренные зубы. В семье родился ребёнок, не имеющий вышеуказанных аномалий.
У человека отсутствие малых коренных зубов и полидактилия (многопалость) являются доминантными признаками и наследуются независимо
- Сколько типов гамет образуется у женщины?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка, с обеими вышеуказанными аномалиями?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с одной вышеуказанной аномалией?
- Какова вероятность (в процентах) рождения в данной семье ребёнка с без вышеуказанных аномалий?
Задание 5. Решите 3 задачи на выбор
Ситуационные задачи
Задача №1. Розовая мечта.
Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?
Задача №2. Детский вопрос.
Таня и Аня, однояйцовые сестры-близнецы, а Толя и Коля – однояйцовые братья-близнецы (дети других родителей). Толя женится на Тане, а Коля на Ане. В обеих семьях рождаются сыновья. Интересно, будут ли мальчики похожи друг на друга так же как однояйцовые братья-близнецы?
Задача №3. Семейная тайна.
После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания указательного и среднего пальцев на правой руке). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?
Задача №4.
В консультацию обратилась женщина с синдромом Ван дер Хеве (повышенной ломкости костей). При опросе установлено, что синдром Ван дер Хеве у родной сестры, отца и деда по отцовской линии. Все остальные родственники здоровы. Какой тип наследования данного заболевания? Каков риск для потомства в случае, если женщина выходит замуж за здорового мужчину?
Задача №5.
В медико-генетическую консультацию обратился мужчина. Он ждет пополнения своего семейства. Его тревожит мысль, может ли его будущий ребенок страдать сахарным диабетом? Он и его жена – здоровы, но в его роду сахарным диабетом болели – его отец и мать отца, т. е. его бабушка. Что вы можете сообщить этому мужчине?
Задача №6.
Кто может дать консультацию двум родителям? В семье, оба родителя хорошо слышат. У них родился один глухой ребенок, а другой хорошо слышит. Родители хотят знать причину глухоты одного из своих детей.
Задача №7.
Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей глаза голубые, а у найденного мальчика - карие?
Задача №8.
К Вам на прием, как к врачу-генетику, обратилась супружеская пара с проблемной ситуацией: какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы? У человека курчавые волосы - доминантный признак, а прямые - рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые.
Сделайте вывод по работе
|