Лабораторная работа №3.
Тема: "Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах"
Цель: закрепить умения работать с микроскопом, рассмотреть готовые микропрепараты.
Задача: Выявить особенности прохождения митоза и особенности строения половых клеток.
Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Полихетные хромосомы», фотографии кариотипов разных видов хомяков.
Освоены следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Количество часов: 2 часа
Критерии оценки:
1. Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, или допускает незначительные ошибки, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
2. Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет задания с 1 – 2 ошибками, которые самостоятельно устраняет, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.
3. Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится, если студент делает большое количество ошибок при выполнении заданий или выполняет задания частично, участвуя во всех видах деятельности.
4. Оценка «2» (неудовлетворительно) - ставится, если студент большую часть заданий, выполняет неверно, допускает грубые ошибки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Задание 1. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
- Настроить микроскоп.
- Рассмотреть микропрепарат «Полихетные хромосомы» на увеличении в 400 раз.
- Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.
- Рассмотреть фотографии кариотипов разных видов хомяков.
а) определите число хромосом в диплоидном наборе для каждого вида;
б) вырежьте из копий хромосомы каждого вида;
в) найдите пару каждой хромосоме (хромосому с таким же расположением центромеры и такой же длинной плеч);
г) найдите Х и Y хромосомы.
- Сравните кариотипы разных видов хомяков.
Вывод: почему данные животные относятся к разным видам?
Задание 2. Изучите фазы митоза

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
- Приготовить микропрепарат корня лука:
а) Отрезать самый кончик - 0,5-0,7 см.
б) Положить на предметное стекло.
в) Окрасить препарат метиленовым синим.
г) Накрыть покровным стеклом.
д) Надавить препаровальной иглой на покровное стекло (препарат называется давленным).

- На увеличении в 400 раз рассмотреть полученный препарат.
- Зарисовать и сделать необходимые подписи для объяснения рисунка.
- Подписать обнаруженные фазы деления.
Вывод: какие клетки вступают в деление, и какие получаются в результате него?
Задание 3. Сравните митоз и мейоз
Задание 4. «Сравнение процессов митоза и мейоза»
Цель: выявить черты сходства и различия в процессах митоза и мейоза.
Ход работы.
- Дать определение процесса митоз.
- Дать определение процесса мейоз.
- Заполнить таблицу.
Сравнение процессов деления клеток.
|
Признаки
|
Митоз
|
Мейоз
|
|
Клетки, приступающие к делению (кол-во хромосом)
|
|
|
|
Фазы деления
|
|
|
|
Дочерние клетки (кол-во хромосом)
|
|
|
|
Биологический смысл
|
|
|
Вывод: как вы считаете, любая клетка может делиться и митозом и мейозом?
|